«Чистая планета» стала региональным оператором по обращению с отходами
В нашем регионе новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами планируется запустить до конца 2018 года. В марте был объявлен конкурсный отбор региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Их на территории Брянской области должно быть 2 — по количеству зон, на которые поделён регион в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
28 апреля и 3 мая департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области подписаны соглашения с победителями конкурсных отборов, которыми была признана ОАО «Чистая планета» на двух зонах. Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.
Что нужно знать о региональном операторе по обращению с ТКО?
Внедрение института «региональных операторов» происходит по всей стране. Брянская область вошла в малое число субъектов, которые сделали это вовремя.
С началом осуществления региональным оператором своих обязанностей в полном объёме услуги по вывозу и захоронению отходов перейдут из разряда жилищных в коммунальные.
В квитанциях они будут выведены в отдельную строку: «обращение с ТКО».
Изменится и расчёт услуги: плата за услуги по обращению с ТКО будет начисляться в зависимости от количества проживающих в домовладении или квартире людей, а не от площади помещения, как это было раньше.
Услугу по обращению с ТКО обязаны оплачивать все. Проект договора уже разослан во все управляющие компании и ТСЖ, расположенные на территории Брянской области. Основанием для оплаты служит подписанный с региональным оператором договор или квитанция на оплату в случае, если договор заключается посредством публичной оферты.
В отношении жителей частного сектора планируется заключение договоров на оказание услуги по обращению с ТКО через публичную оферту.
Порядок таков: в средствах массовой информации размещается текст договора, по итогам первого месяца оказания услуги по обращению с ТКО регоператор рассылает всем потребителям этой услуги квитанции на оплату, факт оплаты по квитанции означает автоматическое заключение договора, размещённого в СМИ.
Помимо сбора и вывоза мусора региональный оператор обязан и утилизировать мусор. Для обеспечения этой деятельности «Чистая планета» имеет необходимые ресурсы. Кроме того, в области строятся дополнительные полигоны для вывоза ТБО.
Какая польза для региона?
Всем известно, что на рынке вывоза отходов работало много недобросовестных транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей. Они брали с потребителей плату за вывоз отходов на полигон, а сами, желая побольше заработать и не платить полигону за размещение отходов, сваливали их в незаконных местах: на обочинах дорог, на окраинах промзон городов, на опушках лесов.
С появлением регоператора ситуация должна измениться. Теперь все, у кого образуются твёрдые коммунальные отходы, обязаны иметь договор на вывоз только с регоператором.
Тот, в свою очередь, привлекает местных операторов — транспортные компании и полигоны. При этом все полигоны по захоронению ТКО должны быть оборудованы весами.
Вывозящие компании получат оплату только в случае доставки отходов на заранее определённый полигон, а полигон — только в случае поступления отходов к ним.
Деятельность регионального оператора осуществляется под контролем государственных ведомств: а это значит, что можно отследить каждый рубль, полученный от населения.
Комментирует генеральный директор ОАО «Чистая планета» Владимир Чашников:
— Теперь жители Брянской области будут иметь чёткое представление, кто занимается вывозом мусора с их дворовых территорий. Исчезнет понятие «недобросовестный перевозчик», и ситуации, подобные той, когда Советский район утопал в мусоре, больше не повторятся.
Сократится количество уже имеющихся несанкционированных свалок: «Чистая планета» как региональный оператор также отвечает за санитарное состояние региона.
Это значит, что в случае обнаружения стихийной свалки, регоператор обязан выявить собственника земельного участка, на котором расположена стихийная свалка, и предложить ему ликвидировать её.
Если в течение 30 дней свалка ликвидирована не будет, то регоператор обязан сам её устранить, но при этом получает право через суд взыскать понесённые расходы с собственника земельного участка.
Кроме того, произойдёт полная легализация финансовых процессов в отрасли. Не секрет, что некоторые перевозчики грешили «зарплатами в конвертах». Новая система не только не допускает этого, но и гарантирует прозрачность налогообложения, увеличение поступлений в бюджет.
Чистая планета начинается с чистого города
Несколько слов стоит сказать о компании, которая следующее десятилетие будет заниматься брянскими отходами. Предлагаем разобраться, что станет с нашим мусором, если он окажется в ведении «Чистой планеты». А выводы вы сделаете сами.
Одной из задач, стоящих перед региональным оператором, является работа по сортировке отходов. Опыт большинства стран показывает, что складирование в отдельные контейнеры бумаги, стекла, пластмассы и других отходов позволяет оптимизировать дальнейшую работу по утилизации ТБО. Как заверяют в руководстве «Чистой планеты», это наше завтра, которое вот-вот наступит.
Далее планируется глубокая переработка отходов. Собственно, на это были нацелены и инвестиционные проекты компании последних лет. Мусоросортировочный комплекс построен ещё в 2012 году. Это первое и до сих пор единственное в регионе предприятие, где отходы проходят весь цикл от сбора до переработки.
А чтобы помочь предприятиям утилизировать вредные отходы, в 2016 году на заводе в Большом Полпино появилась первая в регионе пиролизная установка. Особая её значимость заключается в том, что с помощью установки не только уничтожаются отходы, но производится печное топливо — пиролизная жидкость.
В настоящее время ведутся переговоры по производству в Брянске альтернативного RDF-топлива из отходов. Сырьём для него станут те виды пластиков, которые невозможно переработать в щётки, цветочные горшки и пакеты для мусора.
Уже смонтировано оборудование по производству биоразлагаемых заглушек для труб большого диаметра — это совместный проект ОАО «Чистая планета» и МГУ им. Ломоносова.
Готовится соглашение с ЗАО «Пролетарий» по увеличению объёмов поставок картона: в скором времени на брянских полигонах вовсе перестанут захоранивать картон.
— Изменения в законодательстве нацелены не только на вывоз и утилизацию мусора, но и на развитие отрасли, — резюмирует Владимир Чашников. — В этом и заключается забота об экологии. Давайте оставим нашим детям чистый город. Потому что с чистого города начинается чистая планета.
Источник: http://tema32.ru/articles/2018/6-128-2018/clean-planet-has-become-a-regional-operator-at-waste-management/
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Фото: Елена Яковлева/Trend |
Мы работаем в 10 регионах России, и я могу сказать, что не только Петербург и Ленинградская область, но вообще ни один регион в стране не готов к выбору единого регионального оператора. Они не готовы к этому ни финансово, ни технически, и правовых оснований для работы нового механизма тоже не создано.
Очевидно, что существующую систему надо менять, но почему–то авторы нынешней реформы считают, что если выбрать единого оператора, то проблемы рынка будут решены. Нет, они не будут решены.
Вполне реально добиться того, чтобы перерабатывать 15–30% образующихся в Петербурге и Ленобласти отходов и продавать продукты переработки. Это послужит окупаемости проектов.
Мы согласны вкладывать деньги в мусоропереработку, но нам нужно понимать, когда они окупятся. Для этого необходимо создавать государственно–частное партнерство. Чтобы не было такого: когда в результате смены власти в регионе начинают меняться правила игры. Нам нужны гарантии, что мы сможем вернуть кредиты и дальше спокойно работать на благо страны.
Наша компания занимается обращением с отходами более 10 лет. И по опыту наблюдения за рынком могу сказать, что его все время кидает в крайности: пока был свободный рынок–сад, в нем расцвело множество цветов, и некоторые из них очень дурно пахнут. Теперь мы ринулись в монополию. Нужно уже в конце концов найти некую золотую середину.
Новый ФЗ–458, внесший изменения в закон “Об отходах производства и потребления”, спровоцировал революцию на рынке. Причем многие положения этого закона настораживают. На том празднике жизни, который должен наступить с началом деятельности единых региональных операторов, может не остаться места для таких компаний, как наша. Да и вообще для всех существующих игроков.
Поначалу было мнение, что в соответствии с новым законом оператор будет работать как единый расчетно–кассовый центр: аккумулировать средства и распределять их между участниками рынка.
Сейчас единый региональный оператор выглядит иначе: это монстр с собственными мощностями — транспортными, перерабатывающими, со своей инфраструктурой. Слышны весьма громкие фамилии тех, кто готов претендовать на этот статус. И существующим игрокам придется идти на поклон к этим компаниям.
Поэтому у нас больше тревожных ожиданий, чем радостных предвкушений.
Закон принимался кулуарно, и под Новый год его выкатили участникам рынка большим сюрпризом. Идея о том, что денежные потоки должны перераспределяться через объекты переработки, — это здравая, понятная, логичная идея. Но дело в том, что она может быть реализована и без единого регионального оператора.
Например, в Петербурге полигоны сейчас уже поднимают цены на захоронение, появляются предприятия по сортировке отходов. В итоге постепенно должны сложиться условия, тот уровень цен, при котором вложения в более или менее цивилизованные способы обращения с отходами будут привлекательными для бизнеса.
Максим Боганьков, руководитель проекта ООО «Новые проекты и технологии»:
В Петербурге и Ленинградской области в общей сложности примерно 7 млн жителей. Исходя из нормы образования отходов, сложившейся еще с советских времен (2 м3 в год с каждого жителя), и стоимости захоронения (500 рублей за 1 м3), получаем емкость рынка — 7 млрд рублей в год. Этого маловато для строительства современных заводов.
Нужно субсидировать мусорную отрасль, тогда будут деньги на различные технологии переработки. Например, субсидируют же власти Западный скоростной диаметр, построенный по принципу государственно–частного партнерства. Похожий механизм нужно применить и в мусоропереработке. Когда государство начнет субсидировать мусорную отрасль, тогда она и начнет развиваться.
Еще один важный вопрос — гарантии. Гарантии, что ничего не изменится с нормативной точки зрения: не появятся новые законы, постановления, распоряжения разных уровней власти, из–за которых бизнесмен обанкротится. Нужны четкие правила игры, потому что, когда инвестор вкладывает деньги, он должен четко понимать, что как минимум в период окупаемости проекта это ему не угрожает.
Валерий Шинкаренко, руководитель регионального отделения всероссийской политической партии «Родина» в Ленобласти:
Чиновники не хотят обсуждать проблемы рынка переработки отходов. Мы регулярно приглашаем их на всевозможные мероприятия на эту тему. За март, например, прошло четыре таких мероприятия, но ни один чиновник на них не пришел.
А вопросов у нас очень много. Один из главных: когда в Приморском районе перестанет вонять? Что собираются делать с полигоном Новоселки, чтобы прекратилось распространение этого запаха? Кому задать эти вопросы? Не знаю.
В феврале мы проводили два мероприятия на полигоне Новый Свет под Гатчиной. Там был владелец этого полигона Анатолий Язев (генеральный директор и крупнейший совладелец ПАО “Автопарк № 1 “Спецтранс”. — Ред.).
И мы буквально выбили из него информацию, что через 2 года Новый Свет закроется. А ведь кроме Нового Света возить сегодня твердые бытовые отходы практически некуда. Значит, нужен новый мусороперерабатывающий завод.
Когда он будет построен? Опять неясно.
Еще один вопрос: комитет по благоустройству Петербурга потерял по отчетности в прошлом году 1 млн м3 мусора — это примерно 136 грузовиков в сутки. То есть эти отходы по документам образовались, но по документам же не пришли ни на полигоны, ни на заводы.
Вы понимаете, что мы делаем с нашей родиной? Мы дикари! Куда девались эти отходы? Отвечу: посмотрите, сколько в прессе, в Интернете объявлений от компаний, готовых вывозить мусор. Десятки. Из них мы знаем три крупные компании, а большинство — это те, кто возит мусор под кусты.
По расчетам операторов рынка, которые точно знают его объемы, это 1 млрд рублей теневого дохода в год. Инвесторы готовы вкладывать средства в мусоропереработку. У них есть деньги, и условия они могут предложить вполне приемлемые. Но у государства нет центра принятия решений. Не к кому обратиться.
А кредиторы заинтересованы в гарантиях возврата средств, поскольку инвестиции длительные.
Как достучаться до наших руководителей? Ответа у нас нет и на этот вопрос. Сегодня нет договоренности между Петербургом и областью о том, где размещать отходы. Бизнесмены самостоятельно решить эту проблему не могут.
Как и множество других проблем отрасли по обращению с отходами. Бизнесмены зависят и от одной администрации, и от другой. Надо объединять два субъекта Федерации — бизнесу будет проще работать, а людям легче жить.
Мы не можем выходить на улицы с акциями протеста — сейчас неподходящее время для того, чтобы раскачивать лодку. Но нельзя и позволять чиновникам отсиживаться в своих кабинетах. Мы подготовили обращение к губернаторам Петербурга и Ленинградской области.
В нем мы излагаем свое видение ситуации в отрасли обращения с отходами и задаем имеющиеся у нас вопросы к руководителям регионов.
В Петербурге отсутствует системный подход к решению проблем бытового мусора, количество которого неуклонно возрастает в связи с массовым строительством нового жилья и объектов социальной инфраструктуры.
Нет комплексного решения взаимосвязанных проблем образования, переработки, транспортировки и утилизации отходов. Каждый регион пытается решить эти проблемы по–своему.
Если для Ленинградской области в рамках даже действующего законодательства эта проблема в ближайшие 5 лет может быть решена, то для Петербурга без участия соседнего субъекта эту проблему решить невозможно.
Осложняют ситуацию и дефекты природоохранного законодательства, особенно в отношении органических отходов сельскохозяйственного производства, которые отнесены к III–IV классам опасности, что резко и необоснованно поднимает планку требований к сельхозтоваропроизводителям в части их традиционного использования для приготовления органических удобрений и внесения их на поля для поддержания плодородия сельхозземель, садово–парковых территорий и газонов. Дальнейшее промедление в разработке и реализации комплекса мероприятий по сокращению и утилизации отходов в Петербурге и Ленобласти может привести к тяжелейшим последствиям для окружающей среды.
Участники заседания дискуссионного клуба “Родина не Неве” рекомендуют губернаторам и органам законодательной власти Ленобласти и Петербурга, во–первых, внести изменения в документы перспективного (стратегического) планирования социально–экономического развития регионов, вытекающие из необходимости ограничения роста объемов образования мусора, бытовых, промышленных отходов, которые могут быть переработаны и размещены на территории обоих регионов, и не допускать их превышения. Объемы жилищного строительства привести в соответствие с реальной потребностью населения, а не с желаниями банков и застройщиков извлечь из этого прибыль.
Во–вторых, исключить впредь создание новых полигонов для приема, накопления, хранения и захоронения мусора.
Планировать создание только мусороперерабатывающих предприятий, обеспечивающих полную переработку поступающего мусора и отходов и использование получаемых после переработки продуктов.
В–третьих, разработать схемы размещения предприятий по приему и переработке мусора и отходов, представить их на экспертизу и обсуждение общественности. Утверждение схем произвести только после положительного заключения по результатам общественной экспертизы.
В–четвертых, создать из представителей соответствующих направлений науки, производственных отраслей, общественных экологических организаций экспертную группу по рассмотрению проектов мусороперерабатывающих предприятий с целью отбора наилучших проектов с наиболее эффективными технологиями.
Пятое: оплату транспортным компаниям, перевозящим отходы до мест приемки и переработки, производить через организации, принимающие и перерабатывающие мусор и отходы, при наличии документов, подтверждающих факт приемки.
Шестое: ускорить реализацию комплекса мер по реконструкции и рекультивации полигона Новоселки в рамках утвержденного в 2012–2014 годах проекта. Опубликовать для информирования общественности графики работ по данному полигону.
И наконец, представить информацию общественности о состоянии работ по рекультивации полигона Красный Бор и о планах чрезвычайных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды в районе полигона.
Владимир Суетинов, директор ООО «ОПКТБ «Экоинж» (входит в структуру промышленной группы «Безопасные технологии»):
Региональный оператор — это своеобразный главк, в котором должна быть уйма управляющих компаний. Каждая компания будет работать на определенной территории в Петербурге, в Ленинградской области. Наверное, только так можно было бы решить вопрос с деятельностью единых региональных операторов.
Эти управляющие компании должны создаваться по принципу государственно–частного партнерства. Только в этом случае они смогут получить от субъекта Федерации гарантии того, что им будет обеспечен поток отходов для переработки, а также гарантии для длинных и недорогих денег.
Технологии переработки можно рассматривать разные. В любом случае нужно ставить задачу ликвидировать полигоны. Это дело будущего, причем довольно далекого будущего. Но начинать путь в этом направлении нужно уже сейчас. Если говорить о технологиях, то тут выбор большой, главное — чтобы это был не полигон. Нет ничего хуже для экологии, чем полигон. Он будет столетиями пахнуть, выделять газы.
Хорошая альтернатива полигонам — термическое обезвреживание. В Европе таким способом утилизируется примерно 30% всех отходов. Из каждой тонны отходов можно обезвреживать 30%, остальное перерабатывать.
Термическое обезвреживание — это нормальный процесс утилизации. Причем менее затратный, чем складирование отходов на полигоне.
Я делал расчет по сравнительной стоимости строительства полигона и мусоросжигательного предприятия с установкой пиролиза органики для Соснового Бора. На этом объекте можно было бы получать из переработки отходов собственное топливо, чтобы удешевить процесс утилизации.
Затраты на строительство завода, который мог бы полностью обслуживать нужды города Сосновый Бор, составят 363 млн рублей. В то время как строительство полигона на 10 га, который будет использоваться 20 лет, обойдется в 720 млн рублей. Строительство 1 га полигона стоит не меньше 40 млн рублей.
То есть возводить объекты по переработке мусора выгоднее, чем полигоны. Тем более что впоследствии полигон все равно нужно будет закрывать, а территорию рекультивировать.
Борис Леднев, генеральный директор ХК «Петрохим–Технология»:
Чиновники молятся на идею единого оператора. Им кажется, что можно создать один орган, на который повесить все проблемы: кассовые разрывы, санитарную очистку города. И все спрашивать с одного человека, который возглавит эту структуру. А он ничего не исправит. В том–то и петрушка.
А учитывая, как предполагается выбирать этого единого регионального оператора на конкурсе, взять на себя такие обязательства может только безумец. К тому же если конкурс по выбору оператора проводить по закону, то к 2019 году, как того требует ФЗ–458, мы не уложимся.
Профессиональный участник рынка на это дело не пойдет. Ведь ему помимо решения технических, организационных проблем сферы обращения с отходами придется еще и инвестировать средства в развитие отрасли. А только в мусорную индустрию Ленобласти необходимо вложить 30 млрд рублей.
Кто рискнет такими деньгами? Разве что придет какая–нибудь госкорпорация с немереными бюджетами.
Самые современные технологии переработки мусора, которые применяются в Северной, Южной Америке, в Европе, нам просто не по карману. Иными словами, придется платить по $300 за переработку 1 м3 отходов. Никто из участников рынка такие деньги выложить не может.
Те технологии, которые мы можем себе позволить, оставляют хвосты, которые нужно будет утилизировать (хвосты — термин, которым обозначаются отходы процессов переработки мусора, в которых содержание ценного компонента ниже, чем в исходном сырье. — Ред).
Сегодня нам по карману только мусороперерабатывающее предприятие стоимостью 5–7 млрд рублей. Это при условии, что силами государства будет решен вопрос с выделением подходящего земельного участка. Мы подталкиваем губернатора Ленобласти к тому, чтобы он призадумался о реализации государственно–частного партнерства: земля государственная, а технологии и инвестиции — частные.
Для реализации проектов мусоропереработки нам нужно сотрудничество с государством. Власть и бизнес должны идти навстречу друг другу.
Например, предприятия могут объединиться в концерн, чтобы власть не разговаривала с 25 организациями, которые занимаются отходами, а общалась с единой структурой.
Субъект Федерации подписывает договор с этой корпорацией, а она уже внутри себя разбирается: кто возит мусор, куда возит, кто и как будет его перерабатывать, сколько денег на это потребуется, где их взять.
Нужно, чтобы губернатор Петербурга создал специализированное отраслевое управление по обращению с отходами. Оно должно заниматься всеми видами отходов: промышленными, бытовыми, опасными и прочими. А губернатору Ленинградской области стоит в конце концов вдохнуть хоть какую–то жизнь в аналогичное управление, которое он уже создал.
Дайте этим подразделениям функции, полномочия, штат. И пусть они договариваются друг с другом. Когда будут созданы два таких управления, они будут прямо заинтересованы, чтобы связать друг с другом губернаторов Петербурга и Ленобласти, и тем будет проще договориться о проведении единой политики.
Без этой политики бизнес работать не сможет.
Пугало регионального оператора уже подталкивает мусорщиков к объединению. Мы начинаем понимать, что поодиночке нам не выжить.
Михал Гелбич, вице–консул Генерального консульства Чешской Республики в Петербурге:
Чехия идет по пути сжигания мусора. Мы маленькая страна и не можем его закапывать: нет места. В 2015 году в Чехии было произведено 3,34 млн т коммунальных отходов, примерно по 309 кг на человека. Из этого объема 52,6% хранилось на полигонах, 17,5% сжигалось с последующим использованием тепла, 0,1% сжигалось без получения тепла, 25,5% шло на переработку и 4,2% — на компостирование.
Мы начали вводить сортировку мусора населением (бумага, пластик, стекло и металл) — в 2015 году доля сортированных отходов от населения достигла 14,5%, то есть 484 710 т в год. К 2020 году поставлена задача довести этот показатель до 50%.
К 2024 году в соответствии с директивой Европейского союза Чехия должна прекратить хранение отходов на полигонах. Одно из решений этой проблемы — строительство мусоросжигающих заводов.
Мы ведем такое строительство. Например, в 2016 году был запущен новый завод у города Пльзень мощностью 95 тыс. т в год. Его стоимость — 2,1 млрд крон (4,69 млрд рублей. — Ред.).
Этот завод проверяется по 15 экологическим параметрам. Причем он изначально был спроектирован так, чтобы его экологические показатели были на 50% более жесткими, чем того требуют европейские нормы.
Чтобы увеличить долю переработки, предполагается ввести налоговые поощрения для переработчиков и повысить тарифы для населения — сейчас этот сбор не может превысить 1000 крон с человека (2233 рубля. — Ред.) в год. В разных городах эта сумма разная. Например, в Праге житель панельного дома в спальном районе платит по 615 крон (1373 рубля в год, то есть 114 рублей в месяц на человека).
За сбор, вывоз, переработку и захоронение коммунальных отходов ответственны администрации населенных пунктов. Они нанимают на эту работу частные компании. Если в конкретном населенном пункте заниматься переработкой убыточно, эта деятельность дотируется государством.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Источник: https://www.dp.ru/a/2017/04/11/Gosudarstvo_ne_hochet_govo
Ответы на часто задаваемые вопросы по новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)
2019-02-25 09:26
Кто такой региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор, регоператор) – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
- Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?
Нет, не может.
В соответствии со статьёй 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.
- Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
В соответствии с законодательством Российской Федерации договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.
- Почему увеличилась плата за мусор?
Правильнее говорить о выделении данного платежа из общей строки жилищах услуг и появления строки для владельцев индивидуального жилищного фонда. При этом ранее взимаемая плата за обращение с ТКО будет исключена из состава жилищных услуг, что позволит исключить двойную оплату населением одних и тех же услуг.
С 2019 года плата за обращение с ТКО стала коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.).
Кроме того, в плату за мусор кроме операционных и собственных расходов регоператоров в соответствии с законодательством РФ включена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, а также налог на добавленную стоимость коммунальных услуг в размере 20%.
- Кто устанавливает тарифы на услуги региональных операторов?
Статьей 24.9 Федерального закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Дагестан утвержденной Постановлением Правительства РД от 30.05.
2011 № 165 «Вопросы Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан» служба является органом исполнительной власти Республики Дагестан в области государственного регулирования тарифов, в том числе уполномоченной на утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ссылка на постановления Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан на установленные тарифы в сфере обращения с отходами: http://rst.e-dag.ru/normativnye-pravovye-akty-v-sfere-tbo______.
- Что такое нормативы накопления ТКО и как они определяются?
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов это количество отходов, образующихся на одну расчетную единицу (для жилищного фонда – 1 человек или 1 место в гостинице; для магазинов и складов – 1 кв. м. торговой площади и т.д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления измеряются в единицах – кубические метры, килограммы или литры.
Согласно пунктов 13 и 14 Правил определения нормативов накопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 № 269 (далее – Правила № 269) норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Правилами № 269 и Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов утвержденных приказом Минстроя России от 28 июля 2016 № 524/пр. (далее – Приказ № 524/пр).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходам.
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
– территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
– категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;
– категорий объектов, на которых образуются отходы;
– видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов отходов проводятся замеры отходов, проводимые в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Правительством РФ установлены правила проведения таких замеров.
Кроме того, Правительством РФ утверждены формулы, по которым определяются: среднесуточные нормативы; среднесезонные суточные нормативы; среднемесячные нормативы; годовые нормативы;
Приказ об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов размещен на официальном сайте Минприроды РД по адресу: http://mprdag.ru/2018-god_
- Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 № 1039 приняты Правила обустройства мест накопления ТКО. В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов.
- Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?
Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.
- Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?
Если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. Например, если в квартире прописан один человек, а плата выставлена за двух, то нужно предоставить справку о количестве прописанных.
- Относятся ли отходы, образуемые в медицинских учреждениях (больницы, поликлиники и т.д.) к коммунальным отходам.
В настоящее время действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормативных правовых актов Минприроды РФ в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.Действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме этого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 № 163 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.
2790-10), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Исходя из вышеизложенного, отходы, образуемые в медицинских учреждениях (больницы, поликлиники и т.д.) не относятся к коммунальным отходам.
Размещено: 2019-02-27 09:28:54 Изменено: Никогда
Количество просмотров: 75 Cегодня: 3
Источник: http://mprdag.ru/informatsiya/item/1297
Все, что нужно знать о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами, в вопросах и ответах
Опубликовано 30.11.2018 11:44
1. Каковы функции регионального оператора по обращению с ТКО?
Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Он работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Статус присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.
2. Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления. Текст типового договора установлен Правительством РФ и опубликован на сайте регионального оператора. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. При отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.
Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с Региональным оператором по обращению с ТКО, если такие полномочия ей предоставило общее собрание жильцов МКД в соответствии с договором управления.
3.Если я не заключу договор, что будет?
В случае не заключения договора с региональным оператором, последний вправе направить исковое заявление в суд с требованием к понуждению конкретного лица к заключению договора и взысканием денежных средств за оказанную услугу. В данном случае с отходообразователя будет взыскана не только сумма задолженности, но и судебные расходы, а договор в итоге всё равно придется заключить.
Таким образом, за отходообразователем остается выбор о заключении в установленные законом порядке и сроки договора с региональным оператором и несении соответствующих (небольших) расходов, связанных с обращением с ТКО, либо оплачивать образовавшуюся задолженность, судебные расходы, расходы, возникающие в процессе исполнительного производства и административные штрафы.
4. Предоставляются ли льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие коммунальные услуги. Уточнить, каким категориям граждан предоставляются льготы, можно на нашем сайте в разделе Потребителям.
5. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?
Содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены.
Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.
Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.
6. Что делать юридическому лицу, у которого заключен договор на вывоз отходов с другой компанией?
Договоры, заключенные с иными лицами на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договоры, заключенные после начала деятельности Регионального оператора с иными лицами, являются недействительными с момента их заключения, поскольку противоречат требованиям закона.
7. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?
Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством и не содержат условий освобождения юридического лица от заключения договора с региональным оператором ввиду отсутствия хозяйственной деятельности.
8. Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?
С даты начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по вывозу бытовых отходов перейдет из «жилищных» услуг в «коммунальные».
Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.
9. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?
Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), где содержится перечень видов ТКО.
К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.
10. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов и если да, то на каких условиях?
Законодательством не запрещено региональному оператору по обращению с ТКО заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключен с регоператором.
11. В случае, если количество зарегистрированных граждан по какому-либо адресу отличается от количества фактически проживающих, будет ли корректироваться сумма оплаты за услугу, какие документы необходимо предоставить гражданам и куда обращаться c данным вопросом?
При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить в абонентский отдел регионального оператора или управляющей организации подтверждающие документы.
К таким документам могут относиться (п. 93 Постановления Правительства РФ № 354):
– копия приказа о направлении в служебную командировку или справку с приложением копий проездных билетов;
– справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
– проездные билеты, оформленные на имя потребителя или их заверенные копии;
– счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания;
– документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания;
– справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
– справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
– и иные документы, которые по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность отсутствия потребителя в жилом помещении.
При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен.
12.Обязан ли Региональный оператор вывозит строительные и прочие отходы?
Строительные отходы, образующиеся в результате строительства и капитального ремонта, разрушения зданий и сооружений, вывозятся на полигон ТКО по заявке на основании договора по цене, определённой сторонами такого договора. В норматив накопления отходов и соответственно в плату за услугу по обращению с отходами строительный мусор не входит.
13.А что делать с крупногабаритными отходами?
К крупногабаритным отходам относятся твёрдые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Это можно назвать техническим определением, т.е. всё, что не влезает в обычный контейнер 0.75 куб.м, то и будет крупногабаритным мусором.
Предметы мебели должны быть в разобранном состоянии и не должны иметь торчащие гвозди или болты.
Закон предписывает складировать крупногабаритные отходы в бункерах-накопителях или на специальных площадках. Региональный оператор обязан вывозить их по мере накопления, или по заявкам жителей от мест их проживания, но не реже одного раза в неделю.
Всё было бы просто, если бы с каждым годом подобных отходов не становилось всё больше и больше. Одно дело, когда раз в неделю, кто-нибудь вынесет сломанный стул или шкаф, и совсем другое дело, когда на контейнерную площадку тащат строительный мусор после “евроремонта”.
14.Как быть с мусором после весенних субботников (мешки с листвой, спиленные ветки и т.д.). Кто и куда будет их вывозить?
Отходы, образующиеся от уборки придомовых территорий населения, будут вывозиться по заявкам домовладений. Отходы с территорий общего пользования также подлежат сбору и транспортированию региональным оператором на объекты размещения в рамках муниципального заказа.
15. Должен ли собственник частного дома платить за вывоз отходов, если его у него их нет, потому что он мусор сжигает или закапывает на своем участке?
Для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Исключение может быть сделано только в том случае, если место, где закапываются отходы, соответствует всем санитарным требованиям и нормам, что в условиях частного домовладения выполнить невозможно.
Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.
Поэтому проще всего будет все-таки заключить договор с Региональным оператором.
16.Что делать с несанкционированными свалками?
Региональный оператор обязан реагировать на обращения, поступавшие в его адрес по несанкционированным свалкам. В случае обнаружения несанкционированной свалки, объем которой превышает 1 куб.
метр, то региональный оператор составляет акт, проводить фото-фиксацию нарушения, определяет координаты этого места и направляет уведомление с требованием ликвидировать скопление отходов собственнику земельного участка, на котором оно обнаружено.
Если собственник в течение 30 дней не ликвидирует свалку собственными силами, то обязан ее убрать региональный оператор с последующим взысканием в судебном порядке понесенных расходов.
Генеральный директор ООО «Чистый город»
С.Г.Качанов
На один уровень выше
Источник: https://pereyslovskoesp.ru/index.php/administratsiya/2798-vse-chto-nuzhno-znat-o-regionalnom-operatore-po-obrashcheniyu-s-tverdymi-kommunalnymi-otkhodami-v-voprosakh-i-otvetakh
Что важно знать о мусорной реформе и обращении с отходами
Региональный оператор и зона его ответственности
Одно из основных новых понятий – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (РО). Это организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, от контейнера до полигона.
Территория Ставрополья разделена на 4 административные зоны, за каждой из них закреплен свой региональный оператор.
На юго-восточной части края образована зона №2, в которую вошли территории Советского, Георгиевского, Кировского и Минераловодского городских округов, Андроповского, Кочубеевского, Курского, Предгорного, Степновского районов, а также городов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск и Невинномысск. Здесь региональным оператором на конкурсной основе определено ООО «ЖКХ».
Новая коммунальная услуга
С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальные. То есть, сбор и вывоз мусора исключается из единой графы услуг и работ по содержанию общего имущества, а вместо этого в квитанциях появится отдельная строка.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора.
Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
Плата за обращение с ТКО для населения будет рассчитываться исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении. Для юридических лиц, которые имеют собственные емкости для накопления ТКО, законом предусмотрены два варианта расчета: либо по соответствующему нормативу, утвержденному на уровне края, либо по объему образуемых отходов. Право выбора остается за юрлицом.
Заключение договоров с Региональным оператором на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан.
Оплачивать услуги регионального оператора граждане и организации обязаны с того момента, как начался вывоз твердых коммунальных отходов. При этом, действие ранее заключенных договоров с местными организациями прекращается.
А с 1 января 2019 года отсутствие договора с РО или отказ от его заключения влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Что относится к ТКО?
Твердые коммунальные отходы образуются жильцами в домах и квартирах: пищевые отходы и всевозможная тара и упаковка продуктов и изделий бытового назначения, пакеты и смёт из жилища.
Региональный оператор при оказании услуги вывезет старую или сломанную мебель, бытовую технику, электроприборы.
К твердым коммунальным отходам также отнесены аналогичные по составу отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Есть исключения – отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью, повредить мусороприёмную технику. К ним относятся горячие отходы, снег и лёд, ртутьсодержащие лампы, батареи и аккумуляторы.
Важно знать: отходы, образующиеся от ухода за зелеными насаждениями, строительный мусор, а также отходы животноводства (биологические отходы, навоз и т.п.) не относятся в ТКО и не входят в зону деятельности региональных операторов. Вопрос вывоза таких отходов решается региональным оператором на договорной основе за дополнительную плату.
Места сбора ТКО – размещение и содержание
Муниципалитеты курируют вопросы создания мест накопления ТКО (площадок), определяют схему их размещения, ведут их реестр.
Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. До нового года собственникам надлежит привести площадки в соответствие с санитарными требованиями.
Региональный оператор должен осуществлять уборку в момент вывоза мусора, а в течение остального времени поддерживать чистоту мест накопления ТКО обязаны управляющие компании, ТСЖ, ЖСК.
В частном секторе для сбора ТКО оптимальное решение – индивидуальные выкатные баки емкостью, соответствующие объемам по норме накопления для количества проживающих в домовладении.
Нет мусора – нет оплаты?
Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Не могут бесследно исчезнуть упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.
Такие жители частного сектора никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Однако теперь ситуация кардинально изменилась.
В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.
Плату за оказанные и не оплаченные услуги регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке.
Ликвидация несанкционированных свалок
Итак, региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объемом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей. В таком случае, он обязан в течение 5 рабочих дней, во-первых, уведомить об обнаружении места несанкционированной свалки: собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор.
А далее в течение 30 дней донести до собственника земельного участка необходимость ликвидации свалки. От регоператора собственник также получит проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО.
Выбор у собственника следующий: либо ликвидировать свалку самостоятельно, либо поручить эту работу региональному оператору на возмездной основе.
Если по истечении срока свалка находится на прежнем месте, а собственник земельного участка не предпринял никаких шагов, то региональный оператор кучу мусора вывезет, но, вместе с тем, он обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Источник: http://kmvexpress.ru/novosti/novosti-kraya/chto-vazhno-znat-o-musornoj-reforme-i-obrashhenii-s-otxodami.html