Социально экологические проблемы современного общества. Социальная экология
“мощности” современной цивилизации способны создать такие нагрузки на окружающую среду, которые могут привести к ее полной перестройке, деградации, а также подвергнуть угрозе саму возможность существования человека на Земле. Например, последствия ядерного столкновения.
Но не меньшую опасность представляют и ползучие экологические катастрофы. Если ядерная война – это своего рода инфаркт, то экологическая катастрофа – раковая опухоль с длительными мучениями.
В большинстве природных систем есть своеобразные фильтры, которые нейтрализуют загрязнение воздуха, воды, почвы, но до определенных пределов.
В 1998 г. в России зафиксировано более 40 аварий на магистральных трубопроводах, в результате которых произошло загрязнение почв, водных объектов и атмосферного воздуха, в том числе и в Тюменской области. В природные водоемы во многих случаях сливаются практически не очищенные промышленные и бытовые стоки.
К примеру, транспорт в тундре наносит такой ущерб, что для восстановления ее растительного покрова требуется не один десяток лет. Если в тропиках вырубленные джунгли зарастают через 3-5 лет, то у нас лес, тундра восстанавливаются за 50-100 лет. Экологический кризис является сегодня, вне всякого сомнения, глобальной проблемой.
Он имеет определенные формы своего проявления. Наиболее часто для его обозначения употребляются три формы: загрязнение, нарушение равновесия и деструкция. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности экосистемы для саморегуляции.
Деструкция – это такая стадия разрушения экосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требуются значительные усилия человека на протяжении длительного времени.
Можно с уверенностью сказать, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для сохранения жизни живых существ и самого человека. Взаимоотношения между человеком и природой представляют собой глобальную проблему, следовательно, и
Социа́льный дарвини́зм — социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе. По этой теории господство правящих классов обуславливается их биологическим превосходством.
Социал-дарвинизм пользовался особой популярностью с конца XIX века до окончания Второй Мировой войны. Социал-дарвинизм объясняет эволюцию общественной жизни биологическими принципами естественного отбора и борьбы за выживание, подчёркивая роль конфликтов в общественном развитии.
Согласно Майклу Рузу, Дарвин был знаком с трудами Мальтуса, и читал его «Опыт о народонаселении» в 1838 г., то есть четыре года спустя после смерти учёного. Идеи Дарвина отличаются от идей социал-дарвинизма.
Дарвин утверждал, что природные законы действуют на человека также как и на весь остальной животный мир, однако он подчёркивал, что давление, оказываемое на человека ограниченностью пищевой базы и перенаселением, только способствуют возникновению новых умений и черт, наследуемых следующими поколениями.
Согласно Дарвину, такие социальные инстинкты как любовь или взаимопомощь возникли у человека в процессе эволюции, и обеспечили господство человека над природой. Идеи Дарвина о естественном отборе никогда не выходили за рамки биологических процессов, в то время как социал-дарвинизм является попыткой перенесения идей о борьбе за выживание в
Экологический кризис приобретает глобальный характер.
Социальную экологию можно определить как отрасль социологии, предметом изучения которой являются специфические связи между человеком и окружающей средой. Социальная экология, понимаемая в таком контексте, изучает отношения “природа – промышленная система – общество”.
Она должна помочь найти ответ на вопрос: что такое “хорошая природа” для дальнейшего развития общества и что такое “хорошее общество” с точки зрения сохранения экологического равновесия в природе.
Социальная экология должна заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе “общество – природа” и определять возможности создания модели оптимального взаимодействия всех ее элементов. В этом случае она может внести свой вклад в разрешение глобальных проблем современного общества.
Окружающая среда всегда привязана к определенной территории.
Поэтому в социальной экологии могут выделяться отдельные уровни исследования: города, урбанизированные зоны, регионы нового освоения и, наконец, общепланетарный уровень.
Социальная экология на всех этих уровнях должна стремиться к сохранению экологического равновесия, учитывать взаимосвязь всех уровней в соответствии с девизом: мыслим глобально, действуем конкретно.
Формы расселения. Социально- территориальные общности. Миграция населения.
В настоящее время россия (Российская Федерация) включает 89 регионов – субъектов федерации. Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва и Санкт – петербург).
Формы расселения подразделяются на городские и сельские. Городские населенные пункты различаются по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа – не менее 2 тыс. чел.).
Так согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей), крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей), крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей), большие города (от 100 до 250 тыс. жителей), средние города (от 50 до 100 тыс.
жителей), малые города (от 10 до 50 тыс. жителей).
Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность
Урбанизация и системы расселения. Взаимодействие социальных и пространственных факторов в процессе урбанизации.
Все принципиальные изменения в общей картине расселения, изменения образа жизни людей можно назвать урбанизацией. Причем речь идет не только о городах, но и сельском населении.
Урбанизация – глубокое качественное преобразование всей системы расселения на основе развития промышленности, транспорта, средств массовой информации, культурного и бытового обслуживания, распространения городского образа жизни среди различных социально-демографических групп населения.
Примечательно, что центры крупных городов, в том числе Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, заселяют малоимущие, цветное население. Чем выше социальный статус человека или социальной группы, тем дальше размещается жилье от центральной части города.
Правда, сейчас развивается процесс kджентрификации – сноса старых построек в центральных районах и застройка их высококомфортным жильем типа гостиниц.
Наметившиеся тенденции урбанизации, уход населения из больших городов, широкое загородное строительство, развитие небольших сельских поселений нас ожидает в самом ближайшем будущем.
Это закономерности урбанистического процесса, закономерности развития современной цивилизации, которая приведет к формированию новых систем расселения, нового, более совершенного, уклада жизни.
Социология города и социология деревни. Специфика города и деревни как среды жизнедеятельности человека. Социальные функции поселения, его типы. Уровень и качество жизни городского и сельского населения.
Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам.
Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, преимущественное занятие людей – сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения.
Предметом социологии деревни (села) являются основные закономерности ее функционирования и развития, ее социально-экономическая природа, проблемы демографического и социального воспроизводства населения, типология сельских поселений, образ жизни населения, процессы миграции.
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта.
Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок Типологизация сельских поселений сложнее из-за большого разнообразия.
Сельские населенные пункты бывают разные: – –аграрные; индустриально-аграрные; аграрно-административные.
Важнейший признак для типологизации – людность поселения. Выделяют мельчайшие, мелкие, средние, крупные сельские поселения
транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город). Некоторые города обслуживают единственное градообразующее предприятие (оборонный завод рудник, морской порт и т.д.).
Более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.
В социологии выделяются 2 вида территориальных общностей: региональная (население региона) и поселенческая (население города или деревни). Любая региональная общность имеет свои характеристики:структура занятости, профессиональный и соц. профессиональный состав. У нас есть регионы с преобладанием шахтеров, аграрного населения, рыбаков или др.
;уровень материального благосостояния и социального комфорта.,различие в культурном уровне, развитость культурной инфраструктуры, уровень образования, наличие и количество этносов, т.к. это накладывает отпечаток на культурную жизнь (языковую культуру— возникает двуязычие); отличие специфическими чертами, например уровнем криминализации.
Улучшить жизнь людей можно на месте или миграцией, из-за миграции между регионами не существует столь резких различий. Миграции выполняют не только экон. функции, но и социальные, суть которых состоит не только в изменении положения человека в общественном разделении труда, но и в изменение его статуса, социального положения.
Внутрисельская и внутригородская миграция часто ведет к перемещению индивидов из одних социальных групп в другие. В результате переезда в город большая часть сельского населения овладевает более сложными специальностями и переходит в более высокие социальные слои.
Цель социологии труда – это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.
Задачи социологии труда
Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).
Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.
Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.
Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.
Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.
Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.
В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны – способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве.
Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальнуюорганизацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный).
Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое
Источник: https://stydopedia.ru/4xdf90.html
Экологические проблемы современности и пути их решения
Впервые термин «экология» был введен в оборот немецким биологом Эгеккелем (1834-1919) в 1866 г. под которым понималась наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. В настоящее время этот термин приобрел новое значение и отражает по существу идеи социальной экологии – науки, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
В настоящее время перед современным человечеством стоят две основные опасности – опасность того, что оно уничтожим себя в огне ядерной войны, и опасность экологической катастрофы, которая сегодня стала реальностью.
Подтверждением тому является авария на Чернобыльской АЭС, отрицательные последствия которой будут сказываться на будущих поколениях людей.
Уже сейчас рождаются дети с серьезными изъянами и патологическими изменениями, увеличивается количество людей с онкологическими заболеваниями и заболеваниями щитовидной железы.
Ухудшение экологической ситуации связано с тем обстоятельством, что человечество ежегодно извлекает из недр Земли свыше 100. млрд. тонн различных минеральных ресурсов. Преобладающая их часть – от 70 до 90% – превращается в разного рода отходы производства, загрязняющие окружающую среду, что приводит к гибели растительного и животного мира.
Одной из серьезных проблем сегодня является сокращение имеющихся запасов полезных ископаемых, а также увеличение в перспективе численности населения нашей планеты.
Согласно специалистам ООН, в XXI веке темпы роста мирового народонаселения несколько замедлятся, но абсолютный прирост будет продолжаться, и население мира составит к 2005 году – 6 млрд. человек, к 2050 году – 10 млрд. человек, а к 2100 году – 14 млрд. чел.
Этого количества населения будет достаточно для того, чтобы уничтожить все экосистемы планеты.
Нынешнюю экологическую ситуацию можно охарактеризовать как критическую. Она приобрела глобальный характер и решение ее возможно только посредством совместных усилий правительств всех цивилизованных стран мира.
Важной мерой на пути решения современных экологических проблем является экологизация производства: – развитие безотходных технологий на основе замкнутых циклов; – комплексная переработка сырья; – использование вторичных ресурсов; – поиск новых источников энергии; – широкое внедрение биотехнологий; – обязательная экологическая экспертиза новых производственных проектов;
– развитие экологически обоснованных форм ведения сельского хозяйства при постоянном отказе от пестицидов и др.
Важным направлением улучшения современной экологической ситуации является также разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человека важнейшее значение.
Еще одной мерой решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания. Экологическое обучение и воспитание должны быть поставлены на государственный уровень, а применительно к вузовскому образованию стать важнейшим элементом подготовки специалистов любого профиля.
Источник: https://psyera.ru/ekologicheskie-problemy-sovremennosti-i-puti-ih-resheniya-1465.htm
Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения
УДК 911.375.4:502
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРУПНЫХ ГОРОДОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ1
Проведен анализ современных тенденций в развитии социально-экологической ситуации в пределах крупных городов.
Выявлены основные направления и масштабы техногенной трансформации отдельных природных компонентов городских геосистем, а также социально-экологические последствия развития городских территорий.
Определены возможные пути оптимизации социальноэкологической обстановки в пределах природно-антропогенных комплексов городов.
Ключевые слова: урбанизация, город, городские геосистемы, техногенная трансформация, социально-экологические проблемы, оптимизация.
Введение
Города являются ведущей формой территориальной и социальноэкономической организации современного общества.
Многочисленные научные и технические успехи, широко развитая социальная инфраструктура и многие другие достижения современного общества способствовали созданию здесь так называемой «брони цивилизации», которая призвана обеспечить полноценное развитие человека как биосоциального существа. Однако, с другой стороны, именно в крупных промышленных городах, где степень техногенной нагрузки на природные компоненты ландшафта особенно велика с наибольшей остротой проявляются проблемы трансформации всех элементов природной среды и активизации ряда негативных природных процессов. Практически все исследователи, занимающиеся изучением экологии городов, отмечают существенные негативные последствия урбанизации территорий [1-6 и др.].
Негативные изменения в экологической ситуации неизбежно приводят к ухудшению качества жизни горожан, затрагивая практически все стороны их жизнедеятельности.
Существенное ухудшение экологической обстановки в городах приводит к целому ряду серьезных социальных проблем, к числу которых относятся снижение продолжительности жизни и периода активной деятельности городских жителей, рост показателей заболеваемости и смертности, ухудшение психического и социального здоровья, что выражается в широком распространении различных форм девиантного поведения (наркомании, алкоголизма и др.), росте правонарушений и т.д. [7-13 и др.]. Во многих городах существенно ухудшаются условия для занятий спортом, организации отдыха, остается все меньше возможностей для удовлетворения многих других материальных и духовных потребностей человека.
В разных городах в зависимости от конкретных природных условий, развития тех или иных производств, особенностей застройки, озеленения и т.д. складывается определенная социально-экологическая ситуация. Изучение ее необходимо вести в каждом городе и особенно в крупных городах, где происходят наиболее значительные изменения в состоянии ландшафтно-техногенных систем. Такие исследования осуще-
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekologicheskie-problemy-krupnyh-gorodov-i-puti-ih-resheniya
Социально-экологические проблемы общества и природы
Представлен анализ проблемы взаимоотношения человека и природы и этапы его становления. Проблемы, которые накопились за весь период своего существования имеют локальный характер и решаются каждым по отдельности, но есть и глобальные проблемы, к таким смело можно отнести и социально-экологические проблемы взаимодействия общества и природы.
Обострение антропогенного и технологического давления на окружающую среду приводит человечество к глобальному экологическому кризису и чревато необратимыми изменениями биосферы, что создаёт угрозу жизненно важным интересам будущих поколений.
Совокупная человеческая деятельность способна подорвать природное равновесие биосферы и тем самым поставить цивилизацию перед угрозой гибели, основным виновником становится всё чаще непродуманная деятельность людей, наносящая своим техногенным воздействием нередко непоправимый вред природе.
Поэтому в экологических исследованиях в разных странах мира всё более ощутим поворот к учёту социальных факторов как в создании экологической проблемы, так и в её решении.
Начиная с 1968 года, Аурелио Печчеи с крупными специалистами спрогнозировали составляющие, которые можно назвать экологическими: конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовать отходы человеческой производственной деятельности. Последующие работы, в основном подтверждали справедливость глобальных прогнозов.
Возникла потребность в такой области знания, которая бы обстоятельно исследовала обнаруженную проблему и выяснила путь предотвращения грядущей катастрофы. Этой областью знания стала социальная экология.
Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», задачей является изучение воздействия и преобразования окружающей среды в результате человеческой деятельности.
Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам: планетарного масштаба, регионального масштаба, микромасштаба.
Далеко не все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время существования планеты, – дело рук человека. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны.
У нетронутых человеком естественных природных комплексов большая продуктивность, чем у экосистем, искусственно им созданных. Но именно разрушающее воздействие человека на окружающую среду стимулировало, развитие цивилизации – в поисках новых ресурсов человечество постепенно переходило от присваивающего хозяйства к производящему.
Быстрый рост промышленности остро поставил проблему сырьевых ресурсов. Из всех видов ресурсов на первом месте по росту потребностей на него и по увеличению дефицита стоит пресная вода.
Невозобновимые ресурсы, запасы нефти, угля тоже не бездонны. Со времени возникновения технической цивилизации на Земле сведено около 1/3 площади лесов, пустыни резко ускорили свое наступление на зеленые зоны.
Катастрофических размеров достигло загрязнение Океана средствами.
За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками. В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использования природных ресурсов.
Важнейшим направлением решения проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.
Проанализируем роль технического прогресса и принципы экологического аспекта концепции устойчивого развития.
Итак, это: – обеспечение коэволюции общества и природы, человека и биосферы, восстановление относительной гармонии между ними, нацеленность всех трансформаций на формирование ноосферы; – сохранение реальных возможностей не только для нынешнего, но и для будущих поколений удовлетворять свои основные жизненные потребности; – теоретическая разработка и практическая реализация методов эффективного использования природных ресурсов; – обеспечение экологической безопасности ноосферного развития;
Таким образом, технический прогресс имеет две противоположные ипостаси в картине настоящего и будущего человечества. И только от коллективного человеческого разума, от продуманности и слаженности действий правительств, образовательных и общественных организаций всего мира зависит, какое лицо технического прогресса увидят наши потомки, проклянут они нас, или восславят.
Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) как форма осуществления народовластия функционирует в тесном взаимодействии с органами государственной власти и в силу своих экономических возможностей отдает приоритет решению также и социально-экологических проблем муниципального уровня.
Дальнейшее совершенствование системы местного самоуправления в направлении его самостоятельности и эффективности во многом будет зависеть не только от укрепления собственной финансовой базы и повышения уровня подготовки специалистов муниципального управления, но и от дальнейшего развития общедемократических процессов в целом [2].
Источник: https://novainfo.ru/article/3107
Проблемы современного общества: какими будут последствия?
Проблемы современного общества в большинстве своем вызваны потребительским отношением человека к окружающей среде и изменением жизненных приоритетов. Когда-то человек боролся за выживание, охотясь на диких зверей и выращивая хлеб, сегодня его целью стало получение богатства и власти.
Характеристика современного общества
Социологи, изучающие проблемы современного общества, назвали его постиндустриальным, не найдя более подходящего слова для описания существующей модели отношений. Постиндустриальной форме объединения людей предшествовали аграрная и индустриальная системы.
Первая существовала с момента, когда homo sapiens начал возделывать землю, пытаясь обеспечить себе пропитание и минимальные средства к существованию. Вторая появилась с развитием производства, когда сельское хозяйство отошло на второй план, а на первый выдвинулась промышленность.
Переход к обществу услуг ознаменовал возникновение постиндустриальной формации, в которой на первом месте стоит информатизация и технологические инновации.
Характерными чертами современного общества являются глобализация экономики и преобладание сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством. Когда мы говорим о сфере услуг, то имеем в виду, в первую очередь, информатизацию. Другими словами, в современном обществе главным источником доходов является не производство, а информационные ресурсы.
Глобальные проблемы современного общества
Казалось бы, прогресс и смещение акцентов в сторону информационных технологий должны были положительно сказаться на состоянии общества. Однако, результат оказался неоднозначным.
Информация не в состоянии прокормить и обеспечить насущные потребности человека — это прерогатива аграрного сектора и промышленности, и они никуда не делись, просто переместились из одних стран в другие.
Вы обращали внимание, что в продаже практически нет товаров, произведенных в США, зато масса продукции, завезенной из Китая? Развитые страны, преследуя цель удешевить свою продукцию за счет недорогой рабочей силы и снизить экологическую нагрузку на свои территории, перенесли большую часть производства в страны «второго» и «третьего» мира.
Угроза экологии
Однако это не решило экологическую проблему: государства не существуют изолированно друг от друга, и парниковый эффект оказывает одинаково негативное влияние на все страны.
Где выход? Пересесть на экологически чистые виды транспорта — электромобили и велосипеды, перейти на природные источники получения энергии, генерируя ее из силы ветра и солнечного тепла.
Наработки в этом направлении есть, но транснациональные корпорации тормозят внедрение экологических технологий, поскольку получают огромные доходы с продажи нефти, используемой при производстве бензина и дизельного топлива.
Перенаселение
Еще одной проблемой современного общества является перенаселение.
Ученые предупреждают: превышение численности населения в 12 миллиардов приведет к разрушению экосистемы планеты, в результате около 5 миллиардов человек из-за жары и голода окажутся на грани смерти.
Сегодня на планете проживает более 7 млрд. человек, согласно прогнозам ООН, при нынешних темпах прироста населения в 2100 году число жителей Земли достигнет 11 млрд.
В качестве способов решения данной проблемы называются и фантастические (переселение на другие планеты), и поражающие своей жестокостью (третья мировая война).
Однако самым оптимальным способом регулирования численности населения называют ограничение рождаемости. Этическая сторона данного вопроса у кого-то может вызвать негодование. Однако здесь человечеству придется выбирать меньшее из зол: не допустить рождения ребенка или дать ему родиться, чтобы в муках умереть.
Недостаток энергоресурсов
Дефицит энергоресурсов может стать причиной краха цивилизации. Запасов нефти, угля и газа в недрах планеты человечеству хватит примерно на 170 лет.
Без этих полезных ископаемых встанут электростанции, остановится производство, станет невозможным виртуальный обмен информацией; человечество, лишенное благ цивилизации, окажется на пороге вымирания и деградации.
Как этого избежать? Разрабатывать альтернативные источники энергии. Но исследования в этом направлении движутся медленно по причинам, о которых мы упоминали выше.
Социальные проблемы современного общества
Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными.
Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся выше нравственных качеств, а развитые государства во многом выживают за счет стран третьего мира, используя их трудовые и природные ресурсы.
Изменение шкалы ценностей
Аргументируя свои действия правом человека на свободу выбора, некоторые государства легализовали проституцию и наркотики, формируя тем самым в сознании подрастающего поколения новую систему ценностей, где продажа собственного тела приравнивается к работе медика и преподавателя, а курение марихуаны становится нормой жизни.
Высокий уровень преступности
В мире по-прежнему сохраняется высокий уровень преступности. По этому показателю абсолютным лидером является Гондурас, где на 100 тысяч человек приходится 90 умышленных убийств. Прослеживается закономерность: чем ниже уровень духовности в обществе и степень развития этого социума, тем выше там преступность.
Функции формирования духовности в обществе всегда возлагались на семью, церковь и искусство.
Если современные родители станут вкладывать своим детям в головы принципы честности и человечности, духовные отцы будут примером для своей паствы, а литераторы начнут ставить во главу угла не тиражи и доходы, а высокую художественность произведений, у нас появится шанс возродить духовность и побороть преступность.
Проституция и наркомания
Наркомания и алкоголизм — социальное зло, в основе которого лежит неудовлетворенность и стремление уйти от проблем. Фактически человек переживает духовное опустошение, и виновато в этом общество, создавшее условия, в которых личность теряет свое «я», начиная искать утешение или новые эмоции в дозе алкоголя или героина.
Кто-то, желая подзаработать, посадил наркомана на иглу, кому-то была безразлична его судьба и он отвернулся от товарища, не предприняв попытки спасти, — человеческое равнодушие убивает. Бездуховность ведет к потере сострадания и деградации общества. Отсюда и остальные беды человека: СПИД, рост проституции, киднепинг.
Решаемы ли проблемы современного общества? Да, решаемы. Мы видим это в масштабах отдельных, вполне благополучных стран: Швеции, Швейцарии, Норвегии.
Имеет ли человечество шанс выжить? Имеет. Но для этого нужно перестать бездумно гнаться за наживой, прикрываясь социальными лозунгами и показной благотворительностью, а бросить все имеющиеся ресурсы на борьбу за экологию, помощь отсталым странам и возрождение духовности.
Готово ли к этому человечество? Ответ на этот вопрос мы узнаем со временем.
Источник: http://megapoisk.com/problemy-sovremennogo-obschestva-osnovnye-ugrozy
Современные экономические и социально-экологические проблемы информационного общества
В настоящее время человечество вступило в стадию широкомасштабной информационно-технологической революции, связанной с интернет-технологиями, являющимися мощным «набором инструментов, который может быть использован мудро или неразумно почти во всех отраслях, и как часть почти всякой стратегии»[6].
Наблюдается переход на новый этап мирового развития, основанный на экономике знаний. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов. Инвестиции в знания в промышленно развитых странах растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды.
Эти постулаты являются разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой заложили Д. Белл и О. Тоффлер. Идею информационного общества в середине 40-х гг. ХХ в. предлагал японский социолог и футуролог Ёнэдзи Масуда.
Термин «информационное общество» ввел в 1969 году профессор Токийского технологического института. Ю. Хаяши. Основу теории информационного общества заложили Д. Белл, З. Бжезинский, Э. Тоффлер. К теме информационного общества неоднократно обращались и отечественные ученые – А.И. Ракитов, И.Н. Курносов и другие. [ 2; 7].
Предполагается, что главный фактор развития информационного общества – это экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования [4.].
Но, несмотря на всеобщее признание и практическое применение данной концепции, возникает множество проблем, ставящих под сомнение правильность и успешность дальнейшего развития земной цивилизации.
Современные проблемы информационного общества взаимосвязаны между собой и являются следствием неделимой цепи процессов, инициированных самими людьми в разные периоды развития человечества.
Необходимость обеспечения собственного выживания и дальнейшего существования способствовала развитию мирового хозяйства, экономики и одновременно возникновению экологических проблем.
Эти два направления: экономика и экология, являются основополагающими для анализа проблем и последствий жизнедеятельности человечества.
Удовлетворение постоянно растущего спроса населения на различные блага в условиях рыночной экономики породило конкуренцию за право производить и предлагать эти блага, получая постоянную прибыль, приводящую к личному обогащению. Никто не желает отказываться от получения прибылей и сверхприбылей любыми способами.
Однако при этом происходят не только положительные процессы, касающиеся удовлетворения спроса, но и отрицательные. Современное состояние природной среды на нашей планете можно охарактеризовать как экологический кризис.
В течение ближайших 30-40 лет учёные предполагают дальнейшее развитие необратимых процессов, ведущих к уничтожению жизни на Земле. Анализ эволюции данного явления показывает, каковы его причины.
Человек как биологический и социальный вид, или субъект хозяйствования, сам подрывает устои своего существования теми способами хозяйствования, которые он разработал и внедрил, приняв в качестве законов и закономерностей экономического развития стран и народов. Имеют место так называемые экстерналии, или внешние эффекты.
В настоящее время это привело к таким явлениям в масштабах планеты, как парниковый эффект, нарушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, кислотные дожди, проблема отходов, общий кризис здоровья населения.
Данные факты свидетельствуют о низком уровне сформированности экологического мышления и нравственности, а также о том, что только экономическими методами невозможно решить проблемы сохранения окружающей среды. Необходимо обратиться к нравственно – смысловой составляющей сознания человека, её идеалам и ценностям.
Реформы, проводимые в национальной экономике России, нуждаются в кадрах, имеющих современные знания и новое экономическое мышление. Приобретение знаний происходит в процессе образования личности.
Поэтому в построении конкурентоспособной экономики важное место занимают образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой кадров.
Таким образом, наблюдается взаимосвязь и взаимовлияние экономического и образовательного аспектов развития информационного общества.
Одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед системой образования России является повышение качества подготовки специалистов в системе непрерывного образования, Однако проблема состоит в отсутствии полноценного научного определения самого понятия качества образования, тех критериев, по которым его можно оценивать. В то же время происходящие в мировом сообществе перемены требуют модернизации образовательных систем.
Качество образования включает в себя качество образовательной среды, качество педагогических кадров, качество руководства, качество материально – технической базы, качество учащихся. В связи этим, возникает ряд вопросов.
Реально ли государственному вузу переходить на самоокупаемость за счёт выполнения хоздоговорных работ. Какие формы объединения учебных заведений с производством более перспективны: кластерного типа или самостоятельные . Необходима ли рейтинговая система оценки преподавателя и учебного заведения в целом.
Имеет ли право преподаватель знать свой рейтинг. Правомерно ли оценивать преподавателя «глазами студентов» и скрывать от него эту информацию, но использовать при назначении доплат и надбавок к зарплате. Должен ли преподающий инженер или другой специалист получать педагогическое образование.
Может ли преподавать на курсах повышения квалификации в вузе неостепенённый специалист, если аудитория слушателей – кандидаты и доктора наук. Возрастает роль новых технологий обучения., например, дистанционное, мультимедийное. Но не учитывается отсутствующее при этом индивидуальное влияние педагога.
Исчезают также механизмы запоминания традиционной педагогики, связанные с моторной, механической, физической, слуховой памятью.
Сложность оценки качества образования по сравнению с качественной оценкой любого материального объекта заключается в невозможности применить к человеку, как потребителю образовательной информации, объективные методики мониторинга его духовного развития.
Это духовное совершенствование на основе полученных знаний нельзя измерить в метрической или иной системе мер и соотнести с определённым стандартом. Не поддается квалиметрической оценке также и степень развития человеческого мышления, интеллекта как результата полученного образования. Качество образования в высшей школе является зависимым от предыдущих ступеней образовательной системы. Кроме того, образование каждого человека индивидуально и зависит от его генетических данных и их фенотипического проявления.
В процессе обучения формируются также и нравственные качества личности, которые влияют на отношение к работе и соответственно на направленность использования полученных знаний.
Одной из проблем современного образования, также взаимосвязанной с экономикой, является соответствие профессионального выбора учащихся их будущей специальности. Эту проблему можно отнести к категории нравственных, так как именно нравственные мотивы могут влиять на решение будущего студента о выборе профессии.
Важность проблемы нравственных основ профессионального выбора определяется несколькими факторами. В период учебы в вузе соответствие своей будущей специальности способствует развитию познавательных интересов студентов, повышает качество подготовки специалистов и помогает найти не только профессию, но и призвание.
Нравственные принципы выпускников вуза – специалистов – практиков – оказывают влияние на те сферы деятельности, в которых они работают.
Преподавателя, школьного учителя, классного руководителя – на уровень знаний и воспитанности учащихся, экономиста – на законность и эффективность финансовых сделок, врача – на отношение к больным, а в случае занятия данным специалистом руководящей административной должности – на работу всего коллектива, подбор и расстановку кадров и, в конечном счете, качество работы учреждения в целом. Следовательно, изначально важно, чтобы выбор профессии определялся, в числе других, и нравственными факторами. Воспитание нравственных качеств одновременно с приобретением профессиональных знаний и практическим опытом формируют уровень готовности личности к занятию той или иной должности. Необходимо учитывать, что теоретические профессиональные знания любого руководителя в области маркетинга на практике преломляются через его личностную нравственную позицию, что, в свою очередь, опосредованно влияет на стратегию управления и, в конечном счете, на показатели деятельности учреждения. Таким образом, взаимосвязаны проблемы кадровой политики, нравственности, качества образования и экономики.
Информатизация оказывает влияние как на отдельных индивидуумов, так и на общество в целом. Объём информации возрастает. Этот процесс требует разработки новых более совершенных электронных устройств, развиваются наукоёмкие технологии.
Создаются системы искусственного интеллекта, в которых ЭВМ добывают и используют информацию без помощи людей. Происходит автоматизация не только ручного труда, как это наблюдалось в индустриальном обществе, но и умственного.
Данные процессы способствуют высвобождению рабочей силы и возникновению безработицы, то есть создают экономические проблемы на рынке труда. Отсутствие работы требует обращение безработного на рынок образовательных услуг.
Возникает проблема подготовки и переподготовки профессионалов своего дела в системе образования.
Наблюдается также проблема, порождённая неравенством в плане доступности использования современных информационных ресурсов. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения.
Это неравенство существует как между странами, так и среди различных слоёв населения внутри одной страны. В результате происходит отдаление этих групп населения, теряется связь между ними.
Такое положение, вызванное экономическим неравенством, способствует усугублению экономических проблем и одновременно проблем образовательных, так как затрудняет доступ к знаниям.
Одна из проблем становления специалиста – формирование его деловой культуры, которая впоследствии будет способствовать профессиональной адаптации.
Роль учреждений образования в повышении деловой культуры в России можно рассматривать с двух точек зрения. Первая – это подготовка кадров, обладающих достаточным уровнем деловой культуры.
Вторая – это проблемы повышения уровня деловой культуры в самих учреждениях образования. Общая культура личности является той основой, на которой формируется сознание специалиста.
Образование личности является основой для развития и совершенствования общества в целом как в материальной, так и в духовной сферах. В процессе образования формируются основы культуры, нравственности, профессионализма.
Но негативное или позитивное начало во многом определяется субъективизмом отдельных личностей, определяющих своей активностью и волей направление развития, что в дальнейшем сказывается на результате и порождает проблемы, требующие решения.
Образование – одна из составляющих культуры личности, а культура формируется в процессе образования, следовательно, взаимосвязаны и их проблемы. Проблемы современной культуры можно классифицировать, исходя из самого определения этой сферы человеческой жизни.
Культура – все, что создано человечеством на протяжении его многовековой истории. Таким образом, анализ возникающих проблем возможен в следующих направлениях. Первое – это человек и формирование его личности как создателя и носителя культуры.
Второе – это отношение людей к окружающему их миру, к тому, что должно представлять общечеловеческие ценности. И, наконец, третье – это проблемы духовного и материального мира, порожденные человечеством, благодаря его неправомерному отношению к им же самим созданному.
Существует и проблема выбора. Что выбрать потребителю из огромного количества товаров, услуг в связи с изменениями в сфере образования и культуры. Это, во многом, проблема нравственности.
В информационном обществе могут появляться и распространяться культурные архетипы, которые являются непристойными или запрещёнными и способствуют моральному разложению, падению нравов. Распространяется массовая культура.
Унифицируется массовое сознание.
Таким образом, происходит влияние информационного общества на формирование личности. Личность может потерять способность ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире. Интернет не только объединяет, но и разделяет людей. Возможность виртуального общения подчас заменяет реальное общение, вследствие чего люди могут чувствовать себя все более одиноко.
Возможен распад института семьи, так как общение родственников происходит с использованием электронных программ.
Перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами, снижающему способности взаимодействия с окружающей средой.
Педагогическое решение данной проблемы не является однозначным. Одно из направлений воспитательной работы – это правильная организация читательской деятельности. К сожалению, приходится констатировать, что оно редко применяется в повседневной практике жизни.
В периодической печати и в СМИ пропагандируются и рекомендуются самые различные досуговые занятия, за исключением чтения книг, как среди детей, так и взрослых. Чтение, читательская деятельность способствует активизации процесса социализации развивающейся личности.
Социализация через литературу означает, что, читая или слушая чтение, ребенок как бы занимает позицию внутри изображаемых в литературном произведении действительных обстоятельств, способствующих обогащению его косвенного жизненного опыта [ 3]. Дети и подростки еще не принимают участия во многих видах деятельности, формирующих личность и ее идеалы.
Поэтому читательская деятельность играет в их жизни роль гораздо более важную, чем в жизни взрослых, являясь источником косвенного жизненного опыта. Чтение использовалось в детских клубах педагогами С.Т.Шацким и А.У.Зеленко (1905-1907 гг.). А.С.Макаренко одним из видов клубной деятельности называл создание кружков по работе с книгой.
Большое значение работе с юными книголюбами придавал В.А.Сухомлинский. [ 5]. В информационном обществе культура интерпретации и понимания письменных текстов снижается. Так возникает проблема обучения.
В тоже время происходит становление электронной среды для экономической деятельности, глобальной сетевой экономики. Но возникает одна из серьезных проблем информационного общества – защиты информации. [ 2,7]
Анализируя здоровье, можно отметить, что использование информационных устройств отрицательно сказываются на физическом состоянии и детей, и взрослых, ведёт к малоподвижному образу жизни, ухудшает зрение, создаёт психологическую зависимость, человек испытывает влияние излучения, вдыхает запах пластмассы и т.п.
Окончательные последствия воздействия этих факторов на организм в настоящее время ещё не могут быть достаточно изучены в силу кратковременности их существования по сравнению с человеческой жизнью.
Но данные процессы способствуют снижению работоспособности, понижению производительности труда и вновь возвращают к экономическим проблемам.
Являясь источником дисгармонии в природе, человек как разумное существо в состоянии устранить те нарушения, которые создал сам. Дальнейшая стратегия развития человечества состоит в коэволюции человека и биосферы, ноосферном развитии. [1].
Человек и природа предстают как относительно самостоятельные, но взаимодополняющие субъекты взаимодействия. К человеку должно прийти осознание того, что человеческое общество зависит от состояния живой природы.
Биосфера не нуждается в существовании человека, в то же время человек без неё существовать не сможет.
Коэволюционная стратегия выживания требует ограничения преобразования планеты в процессе хозяйственной деятельности, духовного совершенствования самого человека, переоценку ценностей, нравственных ориентиров и идеалов в направлении их экологической гуманизации. Необходимо формировать глобальное мышление во имя сохранения нашего мира.
Ссылки на источники
- Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. – М., Просвещение, 1998. – 270с.
- Костюнин Д. С. Информационное общество актуальные проблемы и перспективы развития. Электронный ресурс Москва 2010
- Лебедева И.А. Картина чтения современных детей и подростков // Массовая библиотека. Сборник РГБ.- М., 1992.- С.56-65.
- На пути к обществу, основанному на знаниях: Из Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации// Общество и экономика.- М.- 2004.-№11-12.
- Романов А.П. Детские клубы – центры внешкольной и внеклассной воспитательной работы. – Киев: Рад. шк., 1982. – 172 с.
- Porter M. Strategy and the Internet // Harvard Business Review. March. 2001.
- http/www coolreferat.com
Источник: https://e-koncept.ru/2013/64019.htm