Экология человека – гигиена, здоровье и проблемы экологии человека кратко

Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Тема: “Введение. Предмет и содержание гигиены,

экологии и экологии человека”.

1. Содержание гигиены, её отличие и задачи.

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью уменьшить их отрицательное влияние путём проведения профилактических мероприятий.

Отличие гигиены:

– в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек);

– гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы (лечебная медицина – помощь индивидуальна).

В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

Факторы окружающей среды делят на 4 группы:

– химические факторы – химические соединения, входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищи или примесей к ним.

Недостаточное или избыточное их содержание может служить причиной заболевания (недостаток йода в пище приводит к нарушению функций щитовидной железы; недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голодание);

– физические факторы – температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация и др. (высокая температура воздуха может вызвать перегрев организма и тепловой удар; интенсивный шум – поражение органа слуха и глухоту);

– биологические факторы – бактерии, вирусы, гельминты, грибы и др.

Обратите внимание

Проникая в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт или кожу, они могут быть причиной заболеваний;

– психогенные факторы – слово, речь, письмо.

Вызывая у человека эмоции, сильно воздействуют на организм. И. Павлов относил слово к сильнейшим раздражителям.

(Слово “врач” появилось в русском языке с XI века. Происходит от слова “врать”, которое в старину означало не “лгать”, а просто “говорить”, т.е. врачом называли человека, умеющего заговаривать, влиять на больного силою слова).

Действие всех перечисленных факторов на человеческий организм связано с видом и условиями трудовой деятельности, характером питания, жилищно-бытовыми и другими социально-гигиеническими условиями.

Одной из задач гигиены является обоснование гигиенических нормативов факторов окружающей среды. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

Например: установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических примесей в воде (содержание кальция и магния в воде не более 7 моль/л), в воздухе (содержание СО2 в воздухе помещений не более 0,1 γ0 ) и т.д.

Гигиена включает в себя ряд самостоятельных дисциплин:

– коммунальная гигиена;

– гигиена питания, труда, детей и подростков;

– герогигиена;

– личная гигиена и др.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука использует разнообразные методы.

1. При изучении окружающей среды применяют метод санитарного обследования , который состоит в обследовании и описании объектов среды (промышленного предприятия, столовой, водоисточника).

2. С целью получения объективных данных для оценки и характеристики факторов окружающей среды применяют метод лабораторных исследований (бактериологическое, химическое, токсикологическое и др.).

3. Метод мониторинга – непрерывное слежение за определёнными параметрами среды с их автоматической регистрацией.

Важно

4. Применение клинических методов в процессе медицинских осмотров позволяет выявить в организме изменения в ответ на действия факторов окружающей среды (заболевания лёгких при запылённости помещений, ухудшение зрения при плохой освещённости).

5. Часто применяют лабораторный эксперимент . Искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма (подопытные животные, экспериментаторы-добровольцы).

6. Статистический метод позволяет получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды (измерение роста, окружности груди, силы мышц, массы тела и др.).

Гигиену следует отличать от санитарии – практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов и правил.

Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учреждён Центр сан-эпиднадзора (ЦСЭН). Работники ЦСЭН руководят санитарной и противоэпидемической деятельностью лечебно-профилактических учреждений на обслуживаемой ими территории.

Большое значение в распространении гигиенических знаний (знание о причинах болезней и мерах их предупреждения) среди населения имеет санитарное просвещение, т.е. сан-просвет. работа.

Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

Знания о сохранении и укреплении здоровья принесут пользу лишь в том случае, если превратятся в убеждения, а убеждения в привычки.

Совет

2. Содержание экологии, её разделы и задачи.

В вопросах изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека гигиена тесно взаимодействует с экологической наукой, точнее с экологией человека , которая изучает общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человека, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Из определений наук “гигиена” и “экология” понятно, что эти науки изучают одни и те же явления, а именно влияние факторов окружающей среды на формирование здоровья населения.

Но есть и отличие : экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье, а гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды.

Датой рождения экологии как науки следует считать 1866 год, когда немецкий биолог Эрнест Геккель предложил термин “экология” (дословно – “наука о местообитании”).

Появление науки экологии совпало с бурным развитием промышленности и городов. Совпадение не случайно. Эксплуататорский подход по отношению к природным ресурсам (за относительно короткий срок для истории человечества) сопровождался всё более частыми нарушениями экологического равновесия в окружающей среде (производство продуктов питания растёт медленнее, чем прирост населения).

Возрастающее влияние производственной деятельности человека на окружающую среду в наши дни оказывает не только прямое отрицательное действие на человека, но и опосредованно за счёт изменений природной среды (вырубка лесов – разрущение почвы; загрязняющие почву химические вещества губят микроорганизмы, земля становится “мёртвой”, ничего не растёт).

Воздействие человека на биосферу приблизилось к критическому и грозит необратимыми последствиями для сохранения человечества и планеты Земли в целом.

Экология человека это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Обратите внимание

Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, т.к. медработник способен через систему гигиенического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения. Кроме того, знание основ экологии позволяет осознать, что для сохранения здоровья необходима здоровая среда обитания, что составляет основу экологического мышления.

В современной экологии выделяют 3 раздела:

1. Факториальная экология – изучает совокупность экологических факторов, влияющих на особь и ответные реакции особи на их действие.

2. Популяционная экология – изучает жизнь отдельных популяций, определяет причины их изменений.

Под влиянием различных факторов число особей популяции, её возрастной состав и область распространения могут значительно изменяться во времени. Эти изменения могут привести к неблагоприятным последствиям (вспышка численности насекомых-вредителей – урон сельскому хозяйству).

3. Биогеоценология изучает взаимоотношения внутри экосистемы (лес, водоём, почва).

Пример: сточные воды, содержащие органические вещества, состоят из таких биогенных элементов как азот и фосфор. Резкое увеличение этих веществ в воде водоёма вызывает быстрое размножение сине-зелёных и бурых водорослей, фитопланктона, в результате чего повышается потребление кислорода. Снижение содержания кислорода в воде делает её непригодной для жизни. Водоём как экосистема погибает.

Источник: https://MirZnanii.com/a/329949/predmet-i-soderzhanie-gigieny-ekologii-i-ekologii-cheloveka

Экология человека: в поисках гармонии с окружающим миром

Человек совершил огромную ошибку, когда решил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами…

Вернадский В.И.

Термин «экология человека» впервые встречается в 1921 году. В своих социологических исследованиях его употребили американские учёные Бёрджесс и Парк.

Данное понятие стало предельно актуальным в кратчайшие сроки, так как население нашей планеты начало придавать всё большее значение качеству среды своего обитания, беспокоиться о своём здоровье.

Люди из года в год стремились обнаружить взаимосвязь между состоянием природы и процессами, протекающими в человеческом организме, а также понять его истинные потребности.

Важно

Сегодня экология человека – общепризнанная комплексная наука, которая изучает взаимодействие людей как социальных существ с окружающим миром. Она рассматривает вопросы развития народонаселения, совершенствования физических и психических возможностей граждан, оценивает их природные потребности.

Экология человека систематизирует знания об:

  • экоаспектах возникновения человеческих рас, формирования человека как биологического вида;
  • особенностях взаимодействия людей и окружающей среды;
  • экофакторах, определяющих демографические процессы;
  • экоаспектах распространения того или иного заболевания;
  • влиянии на природу человека изменений, производимых им самим в окружающей среде;
  • механизмах формирования адаптации к обозначенным изменениям.

Наука «экология человека» изучает некоторую общность людей – профессиональную, этническую или возрастную, – которая характеризуется определённым уровнем образования, здоровья, культуры.

В процессе наблюдения за выбранной группой специалисты оценивают её контакты с обществом, природными, социальными и производственными факторами, её потребности, влияние на окружающую среду, те изменения, проблемы, которые она вносит и под влиянием которых сама же оказывается.

Главные задачи экологии человека сводятся к:

  • раскрытию масштабов влияния людей на природу, оценке последствий этого воздействия на общество, окружающую среду и заболевания человека;
  • прогнозированию возможных изменений здоровья людей под влиянием преобразований внешней среды и разработке адекватных ситуации систем жизнеобеспечения;
  • созданию на планете экологически чистой, здоровой, социально комфортной и безопасной среды обитания, удовлетворяющей потребности человека;
  • обеспечению общества информацией, способствующей поддержанию оптимального существования людей в природе с учётом всех социальных и биологических аспектов.

Влияние экологии на здоровье людей

Экология человека большое внимание уделяет изучению влияния окружающей обстановки на самочувствие людей. Именно «здоровье» эта наука считает главным понятием всех внедряемых в массы теорий и практик. Для оценки данного показателя учёные, как правило, изучают статистику, демонстрирующую показатели:

  • рождаемости;
  • смертности;
  • средней ожидаемой продолжительности жизни;
  • прироста человеческой популяции;
  • возрастно-половой структуры населения;
  • физического развития людей;
  • заболеваемости и инвалидности.

С помощью современных методов экоэпидемиологии учёным удалось доказать связь между экологическим здоровьем человека и состоянием окружающей среды. Особенно чувствительными к внешним природным факторам оказались дети. Несмотря на то, что каждый знает о роли воздуха и воды в жизни человека, найти сегодня на Земле места, где они не загрязнены – настоящая проблема.

Источник: https://legkopolezno.ru/ekologiya/ekologicheskie-proekty/ekologiya-i-zdorove-cheloveka/

Презентация.Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация.Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Тема 1. Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии

2 слайд Описание слайда:

Факторы окружающей среды делят на 4 группы: химические физические биологические психогенные В процессе жизни организм человека подвергается положительному и отрицательному воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды.

3 слайд Описание слайда:

Гигиена – наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека. Под гигиеническим нормативом понимают минимальную или предельную величину количественного показателя, характеризующего отдельный физический, химический, биологический фактор окружающей среды, допустимый для нормальной жизнедеятельности организма.

4 слайд Описание слайда:

Гигиена как отрасль профилактической медицины призвана решать следующие актуальные задачи, стоящие перед современным обществом.

Мониторинг объектов природной и социальной среды обитания; Гигиеническое нормирование; Мониторинг здоровья населения – динамическое слежение за – медико-демографическими показателями – первичная диспансеризация населения Утверждение здорового образа жизни каждого человека

5 слайд Описание слайда:

Отличие гигиены: в центре внимания гигиены здоровый человек (лечебная медицина – больной человек); гигиена разрабатывает мероприятия, относящиеся к большим коллективам, объединённых общими условиями работы или учёбы. Главная задача всех медработников, а средних особенно – участвовать в проведении санитарного просвещения Населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить).

Читайте также:  Условия в океане и развитие морских льдов

6 слайд Описание слайда:

К основным методам гигиены можно отнести: метод санитарно-гигиенического описания методы лабораторных исследований

7 слайд 8 слайд Описание слайда:

Совет

История гигиены Гигиея – богиня здоровья – проводила мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний и укрепления здоровья.

О развитии гигиены в античном мире свидетельствует трактат основоположника научной медицины Гиппократа (460—377 гг. до н. э.

) «О воздухах, водах и местностях», в котором излагаются наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии факторов окружающей среды на здоровье человека и о связи их с болезнями.

9 слайд Описание слайда:

Основатели гигиенической науки в России Алексей Петрович Доброславин (1842-1889) Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.)

10 слайд 11 слайд Описание слайда:

С 30.03.1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

12 слайд Описание слайда:

Гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия факторов окружающей среды, а экология человека фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможные влияния на здоровье.

13 слайд Описание слайда:

Экология человека – это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Основным объектом изучения экологии человека служит антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека.

Обратите внимание

Оно характеризуется сходством природных, социально-экономических, производственных, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения.

14 слайд Описание слайда:

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.

Основы общей экологии Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой обитания. Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий биолог Эрнст Геккель.)

15 слайд Описание слайда:

Структура экологии ЭКОЛОГИЯ ФУНДАМЕТАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ экология человека социальная экология глобальная экология

16 слайд Описание слайда:

Разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека: экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;   социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды; глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

17 слайд Описание слайда:

Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Планета Земля Биосфера является одной из геологических оболочек Земли или геосфер.

18 слайд Описание слайда:

Антропогенные факторы – это проявления деятельности человеческого общества, изменяющие среду обитания для разнообразных организмов. Деятельность человечества, ничтожного по своей биомассе, оказывает влияние на состав земных океанов и атмосферы.

19 слайд Описание слайда:

Важно

Виды антропогенного воздействия 1. Разрушительное (деструктивное) – приводит к утрате, часто невосполнимой, богатств и качеств природной среды. а) неосознанное (охота, вырубка и выжигание лесов древним человеком) б) осознанное (хищническое) 2. Стабилизирующее – это воздействие целенаправленное.

Ему предшествует осознание экологической угрозы конкретному ландшафту. Действия направляются на замедление деструкции (разрушения). 3.

Конструктивное (например, рекультивация)- действие целенаправленное, его результатом должно стать восстановление нарушенного ландшафта, например лесовосстановительные работы либо воссоздание искусственного ландшафта на месте безвозвратно утраченного.

20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: изменение климата планеты вследствие изменения баланса газов в атмосфере; разрушение биосферного озонового экрана; загрязнение Мирового океана тяжелыми металлами и вод суши; разрыв естественных экологических связей между океаном и водами суши в результате строительства плотин на реках; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков; опустынивание планеты; деградация почвенного слоя, уменьшение площади плодородных земель;

22 слайд Описание слайда:

Современный экологический кризис характеризуется следующими проявлениями: радиоактивное загрязнение отдельных территорий в связи с захоронением радиоактивных отходов; накопление на суше бытового мусора и промышленных отходов; сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы; загрязнение подземного пространства, включая подземные воды; массовое и быстрое, лавинообразное исчезновение видов живого вещества; ухудшение среды жизни в населенных местах, прежде всего урбанизированных территориях; нарушение иерархии экосистем, увеличение системного однообразия на планете.

23 слайд Описание слайда:

Динамика концентрации CO2 и среднегодовой температуры атмосферы Земли

24 слайд Описание слайда:

Экологический риск – это вероятность причинения вреда любым объектам природной среды ради достижения какого-либо эффекта, чаще всего экономического.

Риск оказывается минимальным, если антропогенное вмешательство в биосферу основано на познании и правильном использовании законов развития природы при сохранении реальной возможности самовоспроизводства использованных природных ресурсов По определению ВОЗ риск – это ожидаемая частота нежелательных эффектов, возникающих от заданного воздействия загрязнителя.

25 слайд 26 слайд Описание слайда:

История Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, как система мер, направленных на предупреждение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния страны, берет начало с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от «О санитарных органах Республики» 15 сентября 1922 г. В это временя создается сеть санитарно-эпидемиологических станций (СЭС). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор)

27 слайд Описание слайда:

Совет

Дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологическая служба получила в 1963 году, когда постановлением Совета Министров СССР было утверждено новое «Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР». В 1991 году с принятием Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Впервые на законодательном уровне было введено правовое регулирование деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологический надзор стал основным средством достижения санитарно-эпидемиологического благополучия, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения.

28 слайд Описание слайда:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор) образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314  «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Сайт: https://rospotrebnadzor.ru/federal_service

29 слайд Описание слайда:

структура Управление санитарного надзора Управление эпидемиологического надзора Управление защиты прав потребителей Управление научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и международной деятельности Управление организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и реализации административной реформы Правовое управление Финансово-экономическое управление Управление делами Управление имущественного комплекса Управление кадров, последипломного образования и гигиенического воспитания населения

30 слайд Описание слайда:

Структура управления Федеральная служба Управления в субъектах Российской Федерации Центры гигиены и эпидемиологии Научно-исследовательские институты Противочумные учреждения Дезинфекционные станции Санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств

31 слайд Описание слайда:

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Подчиняется правительству РФ. Руководитель Федеральной службы – Попова Анна Юрьевна

32 слайд Описание слайда:

СОХРАНИМ ПЛАНЕТУ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciyapredmet-gigieni-i-ekologii-cheloveka-osnovi-obschey-ekologii-2048516.html

Коллектив авторов – Гигиена и экология человека

Здесь можно скачать бесплатно ” Коллектив авторов – Гигиена и экология человека” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Медицина, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2015.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Гигиена и экология человека” читать бесплатно онлайн.

Изложены профилактический принцип здравоохранения, сущность гигиены и ее задачи, теоретические и методологические аспекты гигиены. Дана гигиеническая характеристика атмосферного воздуха, воды, почвы, радиационного фактора.

Рассматриваются вопросы рационального питания, гигиены населенных мест и жилища, больниц, поликлиник, аптечных организаций и фармацевтических предприятий.

Обратите внимание

Приведены требования к планировке, санитарно-техническому благоустройству, внутренней отделке, оборудованию и содержанию помещений, гигиене труда, гигиене детей и подростков.Для учащихся учреждений среднего специального образования по профилю «Здравоохранение».

Гигиена и экология человека

© Оформление. УП «Издательство «Вышэйшая школа», 2015

Преподавание гигиены и экологии человека в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, необходимо для подготовки медицинских и фармацевтических работников, владеющих определенной системой знаний и умений, помогающей в осуществлении профессиональной и профилактической деятельности и решении экологогигиенических вопросов, направленных на предупреждение заболеваний, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни. Знание основных вопросов гигиены и экологии человека дает возможность будущим специалистам правильно оценивать основные факторы окружающей среды, труда, быта, питания и обучения и разрабатывать комплекс оздоровительных мероприятий по их улучшению.

В учебном пособии изложены сущность гигиены и экологии, их задачи, теоретические и методологические аспекты, дана гигиеническая характеристика атмосферного воздуха, воды, почвы, радиационного фактора.

Рассматриваются вопросы рационального питания, в том числе лечебного и профилактического.

Эти сведения будут способствовать выработке у будущих специалистов гигиенического мышления, необходимого им в практической работе.

В настоящем издании большое внимание уделено гигиене населенных мест и жилища, организациям здравоохранения и фармацевтическим предприятиям.

Приведены требования к планировке, санитарно-техническому благоустройству, внутренней отделке, оборудованию и содержанию помещений.

Подробно изложен материал по гигиене труда и гигиене детей и подростков, личной гигиене и гигиеническому воспитанию населения, экологии человека, образу жизни и его влиянию на здоровье.

При написании учебного пособия использовались современные литературные источники, материалы принятых в Республике Беларусь законов о здравоохранении, санитарно-эпидемическом благополучии населения и охране окружающей среды, а также санитарных правил и норм, утвержденных в последние годы. Такое сочетание основных теоретических положений гигиены и экологии с директивными и нормативными документами будет способствовать формированию у будущих специалистов прочных знаний и умений.

Важно

Книга предназначена для учащихся учреждений среднего специального образования медицинского и фармацевтического профиля, а также может быть полезна учащимся других учреждений образования, изучающим гигиену и экологию, среднему медицинскому персоналу организаций здравоохранения, работникам аптечных организаций, слушателям курсов повышения квалификации.

Государственная политика Республики Беларусь в области здравоохранения направлена на создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения, доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. В сохранении здоровья населения важная роль отводится мероприятиям профилактической направленности.

Под профилактикой понимают систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на создание для человека наиболее благоприятных условий жизни, в полной мере отвечающих его физиологическим потребностям.

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на сохранение и укрепление здоровья практически здоровых людей, устранение причин заболеваний.

Вторичная профилактика включает раннюю диагностику заболеваний, повышение защитных сил людей в неблагоприятных экологических условиях.

Третичная профилактика применяется для предупреждения осложнений, сохранения и укрепления здоровья больных.

Профилактическая медицина изучает как отдельного здорового человека, так и коллективы практически здоровых людей.

Гигиена как наука, ее цель, задачи. Научной основой профилактической медицины является гигиена, которая указывает пути и способы сохранения и укрепления здоровья. Греческое слово hygieinos означает «приносящий здоровье».

Целью гигиены является обоснование и разработка оптимальных условий для жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Задачи гигиены:

• изучение закономерностей воздействия факторов окружающей среды на организм;

• выявление факторов риска и проведение гигиенической диагностики;

• разработка и внедрение нормативов по безопасности и безвредности факторов окружающей среды для организма;

• разработка и внедрение мероприятий по оздоровлению населения и окружающей среды.

Предметом гигиены является здоровье человека и населения в целом, а также окружающая среда. Здоровье человека – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье населения – это состояние полного благополучия по демографическим показателям, физическому развитию и заболеваемости. Под окружающей средой понимается совокупность взаимосвязанных природных и социальных факторов, воздействующих на человека. К природным относятся химические, физические и биологические факторы.

Совет

Социальными факторами являются условия быта, труда, отдыха, питания, обучения, медицинской помощи.

Читайте также:  Экологические проблемы строительства в городе и методы их решения

Факторы окружающей среды могут быть этиологическими, т. е. выступать в качестве причины заболевания, и рисковыми, т. е. при определенных условиях они способны увеличивать вероятность нарушений здоровья. К факторам риска относятся избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, никотином и др.

Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, направленных на соблюдение требований гигиены.

Дифференциация гигиены, ее связь с другими науками.

Гигиена является комплексной наукой и включает гигиену труда, гигиену детей и подростков, гигиену питания, коммунальную гигиену, радиационную гигиену, личную гигиену и ряд других разделов.

Гигиена труда – это раздел гигиены о влиянии трудовой деятельности и производственной среды на работников. Гигиена детей и подростков изучает воздействие факторов окружающей среды на подрастающее поколение.

Гигиена питания рассматривает вопросы, касающиеся влияния питания на здоровье. Радиационная гигиена посвящена влиянию ионизирующего излучения на человека. Коммунальная гигиена изучает влияние на организм человека факторов окружающей среды в населенных местах.

Личная гигиена разрабатывает вопросы сохранения и укрепления здоровья конкретного человека.

Гигиена связана со всеми медицинскими науками, а также химией, физикой, биологией, эпидемиологией, математикой, общественными науками. На современном этапе отмечается тесная связь гигиены с экологией.

Теоретические основы и методология гигиены. В гигиене известны три закона: о нарушении здоровья, о влиянии окружающей среды на здоровье, о воздействии человека на окружающую среду.

Основным гигиеническим законом является закон о нарушении здоровья — нарушение здоровья под влиянием факторов окружаю щей среды происходит при наличии этиологического фактора, механизма воздействия и чувствительного организма.

Закон о влиянии окружающей среды на здоровье – природная окружающая среда при рациональном использовании способствует сохранению и укреплению здоровья, а антропогенно загрязненная среда обусловливает ухудшение здоровья.

Закон о воздействии человека на окружающую среду – в процессе производственной и бытовой деятельности человек отрицательно влияет на окружающую среду, загрязняя и разрушая ее, а в процессе улучшения условий труда и быта влияет положительно, охраняя ее и оздоравливая.

Обратите внимание

В гигиене используются многие методы исследования, которые можно объединить в четыре основных: гигиенический метод изучения здоровья, метод гигиенического обследования, метод гигиенического эксперимента, метод гигиенической экспертизы.

Гигиенический метод изучения здоровья позволяет изучить состояние здоровья населения в зависимости от эндогенных и экзогенных социальных и природных факторов.

Метод гигиенического обследования дает возможность визуально, а также при помощи опроса, анкет, интервью оценить наблюдаемый фактор. В зависимости от того, какие факторы изучаются, используются физические, химические, биологические и бактериологические исследования.

Источник: https://libfox.ru/643847-kollektiv-avtorov-gigiena-i-ekologiya-cheloveka.html

Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и

содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э.

Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов.

Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека, которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду.

С ней тесно связана медицинская экология, изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения.

Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле.

Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека – изучает как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли.

Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтоб он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундное общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др.

, с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияние окружающей среды на здоровье.

Санитария– это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил.

Важно

Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил.

Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной.

Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д.

Совет

Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать:

– основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах

его проживания и труда;

– закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

– способы санитарно-гигиенические оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или

снизить риски для здоровья воздействий факторов;

– методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом

экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни.

Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/11/60142.html

Современные проблемы экологии человека

Современные проблемы экологии человека

Л.Л. Квачахия, Л.В.Котельникова 

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

и медицины катастроф

Нарушение экологической целостности окружающей нас природы достигли таких размеров, что реально угрожают жизни и здоровью человека, как и всего живого на Земле.

Современные данные убедительно показывают, что конец XX – начало ХХI века отмечен рядом экологических катастроф, в ряде случаев имеющих глобальный характер.

Человек, защищаясь от неблагоприятных факторов природной среды, в течение истории своего развития создавал искусственную среду, которая позволяла давать пищу, согревать, ограждать от нападения диких животных и врагов, создавать технические средства для облегчения труда и улучшения условий жизни.

В дальнейшем искусственная среда и технический прогресс, наряду с положительным влиянием для жизни человека стали вносить и отрицательные воздействия. Технический прогресс сопровождается возникновением многих антропогенных факторов, изменяющих природу, ведущих к ухудшению качества среды обитания, росту опасностей для жизни и здоровья человека, а также жизнедеятельности природных сообществ.

Множество воздействующих на человека факторов приводит к тому, что наряду с вредным воздействием на организм человека высоких концентраций и уровней интенсивности химических, биологических и физических факторов, не менее вредное воздействие на экологию и резервы здоровья человека может влиять комплексное воздействие факторов малой интенсивности.

В значительной степени это воздействие усугубляется при неблагоприятных проявлениях социальных и экономических влияний на человека.

Серьезные проблемы по предупреждению экологических катастроф и безопасности человечества возникают в связи с глобализацией капитала и активным процессом создания транснациональных корпораций.

Современная экология человека, направленная на сохранение жизни на Земле, и, как части природы, сохранения здоровья каждого человека и всего человечества, опираясь на разнообразные цивилизации и культуры, тысячелетиями создаваемые на нашей планете, не должна исключать и положительные стороны единой глобальной цивилизации.

Обратите внимание

Нарастающая экологическая неустойчивость на планете совместно с возникающими проявлениями геополитической, социально-экономической, этической неустойчивостью может привести к крушению не только всей мировой цивилизации, но и жизни на Земле.

Одним из необходимых условий устойчивого развития и сохранения жизни на Земле является формирование у всех групп населения, каждого человека нового образа мышления.

Мышления, которое основано на понимании тесной взаимосвязи и взаимообусловленности на современном этапе развития всех цивилизаций на нашей Планете социально-экономических и экологических процессов, осознанном подходе к представлению об экологических последствиях различных областей деятельности и ответственности не только перед настоящими, но и будущими поколениями. Только формирование экологического понимания и осознанной деятельности каждого разумного человека может сдержать надвигающиеся экологические катастрофы и создать благоприятные условия для долговременного устойчивого развития, благополучия и активного долголетия каждого человека на Земле.

Главным элементом стратегии в России должно стать создание системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания.

Государственная стратегия развития экологического образования, направленная на создание единой системы непрерывного экологического образования и воспитания, охватывающей весь период жизни человека, должна предусматривать не только выработку знаний, умений, навыков, но и чувство гражданской ответственности, долга при решении задач устойчивого социально-экономического и экологического развития России.

Принципы всеобщности и непрерывности экологического воспитания и образования каждого человека должны обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной и воспитательной системы:

Читайте также:  Утилизация и переработка старой одежды

Сегодня становится очевидным, что для работы в Современном обществе подготовка врачей, педагогов и других специалистов, особенно лиц, в процессе своей деятельности принимающих решения, влияющие на ход общественного развития, немыслима без формирования у них экологического мировоззрения и основ системного анализа. При этом необходимо отметить, что имеется тесная связь между экологическим мировоззрением, профилактической и клинической медициной.

Очевидная связь различных недугов человека с природно-климатическими особенностями территории проживания, образом жизни, характером деятельности человека, качеством питания и водоснабжения отражена в научных трудах ученых-медиков на протяжении всего периода развития медицинских наук.

Важно

К настоящему времени гигиеной накоплен огромный материал о роли различных факторов в возникновении и распространении тех или иных заболеваний, методах охраны и защиты здоровья различных групп населения.

Однако постоянно возрастающие техногенные и информационные нагрузки предъявляют организму человека все более высокие требования и ставят перед гигиенической наукой сложные задачи по сохранению и укреплению здоровья населения.

Все чаще вопросы гигиены решаются в контексте экологических проблем.

Учитывая множественность вредных физических и химических факторов, они, даже при уровнях и концентрациях ниже требований государственных стандартов и санитарных норм и правил, могут оказывать вредное воздействие на организм, при этом оно может усугубляться за счет социального и экономического неблагополучия в регионах, стрессов, вынужденной миграции и т.д.

Современная медицина имеет дело преимущественно с отрицательными последствиями научно-технического прогресса. Задача управления здоровьем населения и его сбережения является по своему существу задачей экологической, так как ее решение возможно только путем оптимизации условий окружающей среды.

Источник: https://ksmumpf.ru/publ/konferencija/sovremennye_problemy_ehkologii_cheloveka_i_gigieny_okrsredy_i_obespechsan_ehpidblagopoluch_naselenija/sovremennye_problemy_ehkologii_cheloveka/13-1-0-71

Презентация на тему “Современные проблемы экологии человека “

  • Слайд 1

    Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профилактики болезней человека»

    СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ГИГИЕНЫ И МЕДИЦИНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Академик РАМН Ю.А. Рахманин ГУ НИИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ им. А.Н. Сысина РАМН г. Душанбе, 19-21 сентября 2006 г.

  • Слайд 2

    Гигиена Гигиена питания Гигиена детей и подрост-ков Комму-нальная гигиена Гигиена труда Радиаци-онная гигиена Общая гигиена Специализированные (тематические) разделы гигиены Социальная гигиена и организация здравоохра-нения Гигиена окружающей среды (профилактическая дисциплина) Экология человека (фундаментальная методологическая дисциплина) Медицина окружающей среды ( диагностическая оздоровительная и восстано-вительная дисциплина) XIX век XX век XXI век

  • Слайд 3

    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (Human Ecology) фундаментальная методологическая область науки, изучающая на популяционном уровне основные биологические закономерности и механизмы взаимодействия окружающей среды и человека (связь «среда – здоровье»)

  • Слайд 4

    ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Environmental health) –прикладная область науки, направленная на разработку и внедрение государственной системы первичной профилактики с целью предупреждения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровьенастоящего и будущих поколений людей.

  • Слайд 5

    МЕДИЦИНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Environmental Medicine) – специальная область медицинской науки, направленная на разработку методов диагностики и лечения заболеваний, вызванных или опосредованных воздействием факторов окружающей среды, а также на укрепление здоровья населения.

  • Слайд 6

    ЗДОРОВЬЕ Генетические факторы Качество жизни Окружающая среда Трудовая деятельность Экосистемы Образ жизни и поведение Факторы, определяющие вероятность развития нарушений состояния здоровья человека

  • Слайд 7

    Глобальные факторы: «Поведение человека в мире не дает оснований решить вопрос о том, что более прогрессивно — человек или чумная бацилла». Н.В. Тимофеев-Ресовский рост населения Земли, нищета (1225 млн чел.) и голод (750 млн чел.

    ); глобализация экономики, рост потребления и истощение ресурсов Земли; изменение климата; глобальные загрязнения (2 млрд чел. — только по воде); рост природных и техногенных катастроф, насилие и терроризм; разрушение биосферы и сокращение биоразнообразия; появление новых и хорошо забытых «старых» болезней.

    Особенности национальной экологии: изменение характера собственности; ресурсная направленность экономики; низкий технологический уровень производств; системный экономический кризис; низкий уровень экологической культуры и воспитания. В России: зоны экологического бедствия — 300 регионов (10% территории, 23% населения).

    Все факторы так или иначе ведут к снижению здоровья и качества жизни. «Зеленые» и политики расскажут ярче — отсюда вредная политизация экологии.

  • Слайд 8

    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ ДЛЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ

  • Слайд 9

    Количество городов с концентрациями приоритетных примесей выше гигиенических нормативов

  • Слайд 10

    40 городов с максимальными концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе выше 10 ПДК

  • Слайд 11

    Ущербы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха в России Число дополнительных случаев смерти в годУщерб, млн.

    $ Взвешенные вещества 18770,0 27118,9 Азот диоксид 127,6 184,3 Итого: 18897,6 27303,2 Потерянные годы жизни Взвешенные вещества: 18770 41156,0 Дополнительная смертность от взвешенных частиц.

    Примеры для отдельных городов: Москва – 9499 случая/год C-Петербург – 4831 случаев/год Волгоград – 2700 случаев/год Клин – 85 случаев/год Франция – 31 700 случаев/год Австрия – 5600 случаев/год

  • Слайд 13

    Накоплено > 80 млрд. тонн твердых отходов, из них » 1,5 млрд. тонн высокотоксичных. Ежегодно образуется » 30млн. тонн бытовых отходов (> 200 кг/чел.) и » 120 млн. тонн промышленных отходов (> 800 кг/чел.) Только в г. Москве от животных (около 1 млн. собак) образуется ежедневно до 270 тонн экскрементов.

    Доля проб почвы, не отвечающих гигиеническим нормативам по показателям: санитарно-химическим » 13% микробиологическим – 17% гельминтологическим > 20% 5. Число инвазированных паразитами больных »20 млн. человек. 6.

    Медицинские отходы характеризуются 3-мя факторами опасности: биологическими, химическими и физическими

  • Слайд 14

    с увеличением химической нагрузки на почву в 10 раз появляется тенденция возрастания положительных находок энтерококков и сальмонелл от 0 до 31%.

  • Слайд 15

    Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв по суммарному показателю загрязнения (Zc) (7, 29)

  • Слайд 16

    14 12 13 5 6 7 8 9 10 11 3 2 1 4 Наружный воздух в лесопарковой зоне Наружный воздух в жилом районе Наружный воздух в центре города 15 Уровни летучих органических веществ в воздухе P (единицы) Внутренний воздух в жилом районе Внутренний воздух в центре города Внутренний воздух в административных зданиях

  • Слайд 17

    СПИСОК ВЕЩЕСТВ, ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ВЫДЕЛЕНИЯ КОТОРЫХ В ВОЗДУШНУЮ СРЕДУ ПОМЕЩЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  • Слайд 18

    КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕКОТОРЫХ ХИМИЧЕСКИХ КАНЦЕРОГЕНОВ В РАЗЛИЧНЫХ МИКРОСРЕДАХ, мг/м3

    ЗНАЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА (НЕРАБОТАЮЩЕЕ ВЗРОСЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ)

  • Слайд 19

    ПЕРЕЧЕНЬ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ЖИЛОЙ СРЕДЫ Химическое загрязнение воздушной среды (формальдегид, фенол, стирол, оксид азота, свинец). Микроклиматические параметры (температура, влажность, перепады температуры).

    Шумовой режим (день, ночь) Естественное освещение. Инсоляционный режим. Мощность эквивалентной дозы гамма-излучения. Концентрация радона Интенсивность электро-магнитного излучения. Характеристика строительных материалов. Воздухообмен. Грибковое поражение стен.

    Жилая площадь на одного человека, формула заселения, изолированность помещений

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО КАЧЕСТВА ВНУТРИЖИЛИЩНОЙ СРЕДЫ НЕДОСТАТОЧНЫЙ УЧЕТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ЖИЛОЙ СРЕДЫ. НИЗКОЕ КАЧЕСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ. НЕКАЧЕСТВЕННОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. НЕПРАВИЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ. ФИЗИЧЕСКИЙ И МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС СУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИЛОГО ФОНДА СТРАНЫ.

  • Слайд 23

    ДОЛЯ ПРОБ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ (В%), НЕ ОТВЕЧАЮЩЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАТИВАМ ПО САНИТАРНО-ХИМИЧЕСКИМ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ИЗ ВОДОПРОВОДНОЙ СЕТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 1991-2001 ГГ.

  • Слайд 24

    ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ХОЗЯЙСТВЕННО-ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ В РФ

    Смывы с сельско-хозяйственных угодий Диффузные источники загрязнения ЗАВОД Сточные воды (4-9 % нормативно очищенных) РЕКА 1% источников 1 класса Устаревшие технологии, недостаточная обеспеченность реагентами и т.д.  70% населения 50 % износа НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ Разводящая сеть ВОДОПРОВОДНАЯ СТАНЦИЯ 30% населения Скважина Инфильтрационные воды Локальные загрязнения Донные отложения

  • Слайд 26

    Примечание: 1).Guidelines on health aspects of water desalination (WHO, ETS/80.4.). 2) – Директива ЕС (1998 г) 98/83/ЕС. 3) – Нормативы IBWA для бутылированной воды 4). Разработаны в России.

  • Слайд 27

    ПОТРЕБЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ С ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ, мг в сутки (% от нормы).По данным бюджетного обследования семей, Госкомстат РФ

  • Слайд 28

    КОЛИЧЕСТВО ЛЕТУЧИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ОБНАРУЖЕННЫХ В ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • Слайд 29

    ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЕЩЕСТВ (4 Х 10-4 МОЛЬ/Л) ПРИ ХЛОРИРОВАНИИ И ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

  • Слайд 30

    КАНЦЕРОГЕННЫЕ И МУТАГЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ПОСЛЕ ОЗОНИРОВАНИЯ ВОДЫ

  • Слайд 31

    Составной частью эпидемиологических работ является биомониторинг. Биомаркеры, в широком смысле слова, представляют собой различные показатели, характеризующие взаимодействие биологической системы с факторами физической , химической или биологической природы

  • Слайд 32

    БИОМАРКЕРЫ Эффекта Чувствительности Воздействия

  • Слайд 33

    Биомаркеры воздействия – содержание токсических веществ в биосредах (моча, волосы, слюна, плацента и др.), – определение аддуктов ДНК и белков, – мутагенная активность органов и тканей (слюна, моча, плацента и др.)

  • Слайд 34

    Биомаркеры эффекта -традиционная донозологическая диагностика специфических и неспецифических эффектов влияния загрязнений окружающей среды, как моновоздействия (ведущий фактор), так и комплексных, сочетанных и комбинированных эффектов, включая функциональную и лабораторную диагностику, – определение аддуктов ДНК и белков, – оценка факторов качества и образа жизни (социо-психологический блок), врожденные морфогенетические варианты и микроядра в эпителиоцитах слизистой ротовой полости, и др.

  • Слайд 35

    Биомаркеры чувствительности – полиморфизм генов индивидуальной чувствительности к токсикантам, – способность ДНК к репарации и др.

  • Слайд 36

    Разработка методологии неинвазивной диагностики здоровья Изучение индивидуальной чувствительности человека к неблагоприятному действию факторов среды (генетический паспорт) Включение в комплексные программы изучения здоровья социально-психологического блока оценки качества жизни Создание региональных стандартов различных показателей здоровья с учетом возрастных, этнических и других особенностей

  • Слайд 37

    НЕИНВАЗИВНЫЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

  • Слайд 38

    Гигиеническая диагностика – это система мышления и действия, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем Современная гигиеническая диагностика включает в себя: 1.

    Гигиеническую диагностику состояния окружающей среды, корректную оценку уровней экспозиции, т.е. частоты, интенсивности и продолжительности воздействия факторов окружающей среды на отдельного человека или исследуемую популяцию 2.

    Диагностику состояния здоровья популяций, ее отдельных подгрупп, включая суперчувствительные подгруппы, а также индивидуумов. 3.

    Комплексную гигиеническую диагностику наличия объективной, убедительной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здоровья человека, установление вклада факторов среды в этиологию нарушений состояния здоровья в популяции, различных ее подгруппах и у отдельных индивидов. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как один из элементов интеграции

  • Слайд 39

    Заболевания, вызванные воздействием факторов окружающей среды (экологические обусловленные заболевания) Монофакторные заболевания: Болезнь Минамата Итай-Итай и около 20 других специфических заболеваний Мультифакторные заболевания: Синдром множественной химической чувствительности Синдром больного здания Заболевания, связанные со зданием Синдром хронической усталости?? Химически обусловленная потеря толерантности («TILT»), синдром “Персидского залива” Заболевания, опосредованные воздействием факторов окружающей среды Мульфакториальные болезни (сердечно-сосудистые заболевания, бронхолегочная патология и другие) МЕДИЦИНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  • Слайд 40

    МУЛЬТИФАКТОРИАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Совокупность факторов окружающей среды Вероятность заболевания Совокупность генов астма, диабет 2 типа, язва, ишемическая болезнь, атеросклероз, артериальная гипертензия, метаболический синдром, … в развития практически всех заболеваний человека

  • Слайд 42

    Более 60% взрослого населения больших и малых промышленных городов России живут в состоянии неадаптивного стресса (дистресса) Основные последствия для здоровья: Повреждения генетического аппарата; Увеличение чувствительности генома к другим воздействиям; Преждевременное старение; Хроническая усталость; Заболевания сердечно-сосудистой системы; Заболевания желудочно-кишечного тракта; Иммунодефицит и заболевания иммунной системы; Заболевания эндокринной системы; Неврологические заболевания; Онкологические заболевания; Наследственная патология; Расстройства функций моче-половой системы.

  • Слайд 43

    ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ выделение экологического фактора оценка функциональных резервов организма индивидуализация лечения

  • Слайд 47

    Получение и анализ обширной информации для оценки риска требует специальных углубленных научных исследований с обязательным применением современных компьютерных технологий.

    В созданной системе компьютерных программ и баз данных сосредоточена информация о 11000 химических веществах Физ-хим. свойства Эпидемиологические данные Канцерогенность Поведение вокружающейсреде Токсичность Критические органы и системы Референтные уровни Система расчетных и прогнозирующих программ

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/sovremennye-problemy-ekologii-cheloveka-gigieny-i-meditsiny-okruzhayuschey-sredy-i-puti-ih-resheniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]