Экологические воспитание детей в детском саду, школьников и студентов

Экологические воспитание детей в детском саду, школьников и студентов

Многие люди утратили уважение к природе, относятся к ней только с потребительским интересом. Если так и дальше будет продолжаться, то человечество уничтожит природу, а следовательно самих себя.

Чтобы избежать этой катастрофы, необходимо людям с раннего детского возраста прививать любовь к животным, растениям, учить правильно пользоваться природными ресурсами, то есть проводить экологическое воспитание.

Оно должно стать частью образования, культуры и экономики.

В данный момент состояние окружающей среды можно охарактеризовать как глобальный экологический кризис. Поняв механизм взаимодействия человека и природы, а также то, что неконтролируемая антропогенная деятельность ведет к разрушению природных богатств планеты, следует переосмыслить многое.

Экологическое воспитание в домашних условиях

Ребенок начинает познавать мир в условиях своего дома. То, как устроена домашняя обстановка, ребенок будет воспринимать как идеал.

В данном контексте важно отношение родителей к природе: как они будут обращаться с животными и растениями, так и малыш будет копировать их действия. Что касается бережного отношения к природным ресурсам, то детей нужно приучать экономить воду и другие блага.

Необходимо воспитать культуру питания, съедать все, что дают родители, а не выбрасывать объедки, поскольку в мире ежегодно умирает несколько тысяч людей от голода.

Экологическое воспитание в системе образования

В данной сфере экологическое воспитание зависит от учителей и преподавателей.

Здесь важно научить ребенка не только ценить природу, повторять за педагогом, но важно и развить мышление, дать осознание того, чем является природа для человека, почему ее нужно ценить.

Только когда ребенок будет самостоятельно и осознанно беречь природные ресурсы, сажать растения, выбрасывать мусор в урну, даже тогда, когда его никто не видит и не хвалит, тогда миссия экологического воспитания будет выполнена.

Однако так будет в идеале. В данный момент существуют значительные проблемы воспитания любви к природе. В образовательных программах этому аспекту практически не уделяется внимание.

Обратите внимание

Более того, ребенка нужно заинтересовать, вдохновить, нестандартно подойти к проблеме, тогда дети смогут к ней проникнуться.

Самая большая проблема экологического воспитания все же содержится не в образовании, а в семейных отношениях и домашнем воспитании, поэтому родители должны стать ответственнее и помочь детям осознать ценность природы.

Источник: https://golubevod.net/problema-ekologicheskogo-vospitaniya.html

Экологическое воспитание студентов и школьников

ПЕДАГОГИКА

УДК 697.1 + 378.174

Г.Л. Рытое, Т.В. Ларгина, И.А. Потапова, Е.В. Бурова ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается специфика организации экологического образования и воспитания студентов и школьников, приводятся анкетирование студентов и результаты эксперимента, материалы социологического опроса учащихся о состоянии окружающей среды Октябрьского района г. Самары.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая мотивация, высшая школа, учитель, анкетирование, проект, социологический опрос.

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание, которое призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.

В настоящее время все чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным, поэтому убежденность в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп перешла в сложную нравственную проблему.

Формированию экологической нравственности и мировоззрения препятствует представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности еще не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконеч-

* © Рытов Г.Л., Ларгина Т.В., Потапова И.А., Бурова Е.В., 2013

Рытое Глеб Львович (biofak@samsu.ru), кафедра биохимии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Ларгина Тамара Викторовна (lartoma@mail.ru), учитель высшей категории МБОУ СОШ № 144, 443056, Российская Федерация, г. Самара, просп. Масленникова, 22. Потапова Ирина Анатольевна (potap59.59@mail.

Важно

ru), кафедра органической, биоорганической и медицинской химии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1. Бурова Екатерина Владимировна (derev12@mail.ru), кафедра органической, биоорганической и медицинской химии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад.

Павлова, 1.

ного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и других ресурсов [1].

Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим развитием личности студента и школьника. Экологическое воспитание отличается от традиционного ознакомлением с природой.

В основе данного процесса лежит понимание важных зависимостей и связей, существующих в мире природы, способов взаимодействия живой и неживой природы. Таким образом, актуализируется задача гуманизации и личностной ориентированности, природосообразности и культурообразования.

Опыт показывает, что в настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний. Выработка же навыков использования этих знаний в различных ситуациях на практике у студентов в большинстве случае отсутствует.

Следует принять во внимание и тот факт, что как педагогов, так и студентов не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса по экологическому воспитанию.

Необходим поиск эффективных форм педагогического воздействия в процессе представления экологических знаний, чтобы научить обучающихся применять их в конфликтующей реальности.

Негативные явления в среде студенческой молодежи, в том числе такие, как игнорирование экологических норм и их нарушение, делают актуальным разрешение возникших противоречий между необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс эффективных инновационных методов воспитания, готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях и преобладанием в высшей школе традиционных педагогических технологий экологического воспитания.

Совет

Для получения данных об особенностях экологической мотивации средства диагностики ограничиваются в основном применением различных типов вопросников без указания строгой процедуры выделения среди получаемых таким путем сведений о характеристиках личности, которые могут рассматриваться как проявление действующих мотивов.

Разработке способов получения необходимых сведений о направленности деятельности студентов до сих пор не уделяется должного внимания.

Данные, полученные с помощью вопросников и педагогического наблюдения, не сопоставляются особым образом с данными о характере экологической мотивации, обусловливающей выбор поступков в экологически значимых ситуациях.

Очевидно, наиболее трудная педагогическая задача — найти методы и приемы воспитательного воздействия, которые будут способствовать разрушению сложившихся неверных мотивационных установок (убеждений, ориентации), актуализации и закреплению новых установок как инструмента освоения студентами успешной экологической ориентировки.

Сформировать новое экологическое сознание становится целью экологического образования и воспитания [2].

Но сформировать это мировоззрение невозможно в рамках одних курсов «Экология», необходимо расширять экологическую составляющую, включив в нее социальную экологию и экологию человека, дополнить экологическое образование параллельным изучением этики, эстетики, включить в основные дисциплины экологические вопросы применительно к специальности. Для того чтобы определить направленность этой работы на разных факультетах, для различных специальностей, нужно знать, каким уровнем экологического сознания обладают студенты

Для психодиагоностики уровня экологического сознания и воспитания студентов 2 курса биологического факультета СамГУ нами были использованы анкеты, разработанные С.Н. Глазачевым, в которые внесены некоторые корректировки [3].

Анкета на определение уровня экологической культуры студентов

Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?

Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?

Назовите ведущие экологические проблемы мира.

Что такое природа?

Что такое экология?

Что такое охрана природы?

Каковы правила поведения человека в природе?

Какую ценность имеет природа для человека, для Вас лично?

Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?

Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашем городе?

Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?

Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?

Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?

Что, по Вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?

Обратите внимание

Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?

Должны ли экологическими проблемами заниматься только специалисты?

Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры и воспитания?

Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы?

Что такое экологическая культура?

Всего в анкетировании приняли участие 65 человек.

Изучение результатов опроса позволило сделать следующие выводы: у большинства студентов природа занимает важное место в жизни (93 %); их тревожит состояние окружающей среды (88 %); они стремятся к углублению своих экологических знаний (42 %).

Это стремление объясняется, прежде всего, необходимостью вести здоровый образ жизни (50 %), в то же время студенты считают, что природоохранной деятельностью должны заниматься специалисты (76 %).

Общее для студентов 2 курса биологического факультета: принимают участие в субботниках; не оставляют после себя мусор при выездах на природу; однако проходят мимо в случае, если кто-то мусорит, ломает деревья (81 %); есть верное понимание сути экологической культуры (67 %).

Вместе с тем результаты исследований показали, что знания, интерес к вопросам окружающей среды носят словесный характер, не приводят к практическому участию в охране окружающей природной среды.

Проблема лежит в школьном экологическом образовании, которое должно быть непрерывным, а в вузе преподавание курса «Экология» должно реализовываться на основе знаний, полученных в школе. В школе идет пропаганда идей охраны природы и бережному отношению к ней.

На экологических уроках, во время экскурсий необходимо создание школьниками проектов по темам, связанных с экологией [3; 4].

Во время экскурсий ребята дают друг другу советы, создают проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.

Важно

Задача учителя — научить ребят слушать природу, применять свои знания при ответах на вопросы, рассказывать эмоционально о известных фактах защиты окружающей среды.

Удачная экскурсия во многом зависит от умения учителя-экскурсовода заинтересовать ребят в тех проблемах, о которых он говорит.

Комплексная работа по экологическому воспитанию школьников проводится учителем высшей категории школы № 144 г. Самары Т.В. Ларгиной.

Так, например, по итогам проведенной экскурсии в Ботанический сад СамГУ, был составлен проект и презентация Вдовиной Дарьей, ученицей 2 «В» класса МБОУ СОШ №№ 144, разработан и проведен открытый урок «Природа — наш дом», посвященный экологическому воспитанию младших школьников, где присутствовали учителя школ города [5; 6]. По результатам исследования было акцентировано внимание на проблемах, связанных с ситуациями городской жизни (рис. 1—4).

Влияние загрязнения воздуха на состояние опрошенных жителей

50 -, 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ Неприятно дышать

□ Частое плохое самочувствие

□ Привело к заболеванию дыхательных путей

Кол-во участников Кол-во участников в %

Рис. 1

Рис. 2

90 -, 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 –

Загазованность воздуха (по мнению опрошенных)

□ Достаточно чистый

□ Затрудняюсь ответить

Читайте также:  Крематор для утилизации трупов животных

□ Сильно загрязненный

Кол-во участников Кол-во участников в %

Место проживания относительно дороги

Кол-во участников Кол-во участников в %

Рис. 3

Рис. 4

Экологическое образование — непрерывный многоступенчатый педагогический процесс, а экологическую подготовку студентов вуза можно определить как формирование готовности к собственному оптимальному взаимодействию с природой, к эффективному экологическому образованию, к экологическому просвещению населения посредством экологических знаний, эмоционально-ценностных отношений, способов деятельности в ходе учебной, воспитательной, научной деятельности.

В области экологического образования в вузе ставятся задачи: восполнить пробелы в школьном экологическом образовании, поднять уровень экологической культуры, сформировать новый тип экологического сознания.

Библиографический список

1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии: учебник для ст. кл. общеобразов. шк. М.: МДС, 1998. 271 с.

2. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 1999. 100 с.

3. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 94 с.

Совет

4. Экологическое образование и воспитание: учебное пособие / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 234 с.

5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. М.: Школа-Пресс, 1997. 60 с.

6. Матвеев В.И., Горелов М.С. Памятники природы Куйбышевской области. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. 157с.

G.L. Rytov, T.V. Largina, I.A. Potapova, E.V. Burova* ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN

In the article specifics of organization of ecological education and education of schoolchildren and students is considered, questioning of students, results of experiment, materials of sociological poll of pupils about the state of environment of Oktyabrsky district of Samara are given.

Key words: ecological education, ecological motivation, higher school, teacher, questioning, project, sociological poll.

* Rytov Gleb Lvovich (biofak@samsu.ru), the Dept. of Biochemistry, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation. Largina Tamara Viktorovna (lartoma@mail.

ru), teacher of the highest category, School № 144, Samara, 443056, Russian Federation. Potapova Irina Anatolievna (potap59.59@mail.ru), Burova Ekaterina Vladimirovna (derev12@mail.ru), the Dept.

of Organic, Bioorganic and Medical Chemistry, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-studentov-i-shkolnikov

Экологическое воспитание в детском саду, разработка проекта по экологии и прочее

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание.

Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей.

Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей.

Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное.

Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты.

Обратите внимание

В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И.

Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

https://youtube.com/watch?v=1bu2FbKlv6Y

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов.

Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать.

В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева.

Важно

Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей.

Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

https://www.youtube.com/watch?v=2-9FmyITDgM

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам.

Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка — для путешествий.

Читайте также:  Часть территории заказника передана «роснефти»

Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа — это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше.

Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей.

В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях.

Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Совет

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум — рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее — зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

https://youtube.com/watch?v=1KXXFp3RjG0

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава.

Также воспитатель рассказывает им о ежах — где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика».

Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется.

Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие.

Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=MPdA9UY4XDI

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность.

Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение.

Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html

» Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей.

Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания.

Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её.

Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Экологическая культура

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде.

Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам.

Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Обратите внимание

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения.

Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша.

Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек.

Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней.

Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны.

Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:

  1. Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.
  2. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.
  3. Называйте. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.
  4. Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.
  5. Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!
  6. Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

Развиваем детей школьного возраста

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.
Читайте также:  Утилизация автомобильных шин и резины

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей).

Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности.

Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

Рекомендации по организации экологического воспитания

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов.

Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Видео, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов  на экологическую тематику

Источник: https://paidagogos.com/vazhnost-i-metodyi-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-vseh-vozrastov.html

Экологическое воспитание в ДОУ

МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №187”, г. Воронеж, Воронежская область

Старший воспитатель

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова Ю.С. Экологическое воспитание в ДОУ // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120177.html (дата обращения: 02.03.2019 ).

Мы педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали.

Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание.

Важно

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.

Основная задача экологического воспитания по предшкольной подготовке в детском саду – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей. Уровень экологической культуры нужно связывать со способностью в рамках семьи осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсом.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок.

В экологическом воспитании дошкольника важным условием является обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям; обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания; осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни и семьи, включая здоровье и благополучие ее членов. Знание основ экологии – это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог сможет побудить ребенка к развитию познавательных интересов, его эмоций, чувств, экологических представлений, познакомить с «языком» красок, форм, движений, музыки, поэзии. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и многое другое. Воспитателям и педагогам дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих  программ экологического воспитания. Знание об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических  и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую  тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей и укрепляют положительное отношение к природе. Экологическое воспитание тем или иным образом соприкасается с различными областями  деятельности  дошкольное образовательного учреждения. Занятия в детском коллективе – весьма важный момент в процессе творческого развития ребенка. Наряду с рисованием, лепкой, конструированием и другими видами детского творчества, аппликация призвана развивать не только мелкую моторику рук ребенка, его творческий потенциал, но прежде всего формировать мышление, учить наблюдать за природой, ее красотой и неповторимостью, бережно относиться к ее дарам при использовании в собственных целях.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии.  Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов – каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.

Привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой в будущей большой счастливой жизни

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/3/128-ekologicheskoe-vospitanie-v-dou/

Экологическое воспитание в детском саду

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Поэтому экологическое воспитание в детском саду занимает важное место в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.

Целью экологического воспитания является:

  • формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
  • развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
  • побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.

Актуальность экологического воспитания

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир.

Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.

Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки).

Совет

Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Формы и методы экологического воспитания

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы.

Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Для этого воспитатель уделяет особое внимание тому факту, что человек – лишь гость в мире природы, и поэтому должен следовать заповедям: соблюдать тишину, быть терпеливым и внимательным.

Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию.Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать.

Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь.

Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

Обратите внимание

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.

Источник: https://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu

Ссылка на основную публикацию