Экологические проблемы степи и лесостепи россии и пути их решения

Лесостепи и степи. природно- хозяйственные зоны.типы степей. горные (криоксерофильные) горные (криоксерофильные) луговые или разнотравные (мезоксерофильные) – презентация

1 ЛЕСОСТЕПИ И СТЕПИ. Природно- хозяйственные зоны.<\p>

2 Типы степей. Горные (криоксерофильные) Горные (криоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Луговые или разнотравные (мезоксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Настоящие (ксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Сазовые (галоксерофильные) Пустынные (суперксерофильные) Пустынные (суперксерофильные)<\p>

3 Растительный мир степи. Пион тонколистныйподсолнечникВесенний горицвет Тюльпан Цикутный журавельник Колокольчик<\p>

4 Животный мир степи. Дрофа Суслик Степной орёл Антилопа Степная пустельга Лиса<\p>

5 Хозяйственная деятельность человека в степи. Разведение крупного рогатого скота и свиней. Разведение крупного рогатого скота и свиней.<\p>

Обратите внимание

6 Хозяйственная деятельность человека в степи На степных пастбищах выпасают крупные отары овец. На степных пастбищах выпасают крупные отары овец.<\p>

7 Хозяйственная деятельность человека в степи Развито птицеводство и прудовое рыболовство. Развито птицеводство и прудовое рыболовство.<\p>

8 Растительный мир лесостепи. Белая лапчатка Ясень Каштан Дуб Липа<\p>

9 Животный мир лесостепи. Белка ЛосьЁж Куница Куропатка<\p>

10 Хозяйственная деятельность человека в лесостепи. Лесостепи- зона развитого животноводства. Лесостепи- зона развитого животноводства.<\p>

11 Хозяйственная деятельность человека в лесостепи. Здесь получают высокие урожаи зерновых культур, пшеницы, сахарной свёклы и подсолнечника. Здесь получают высокие урожаи зерновых культур, пшеницы, сахарной свёклы и подсолнечника.<\p>

12 СтепьСтепьЛесостепьЛесостепь Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Степь- самая преобразованная человеком природная зона. Континентальный климат Континентальный климат Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Коэффициент увлажнения на севере 0,6; на юге 0,3. Осадки от 250 до 450 мм в год. Осадки от 250 до 450 мм в год. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Безлесье, но встречаются урёмы 1. Увеличенное количество засушливых лет. Увеличенное количество засушливых лет. Тёмно-каштановые почвы. Тёмно-каштановые почвы. Степень распаханности не достигает 70-80%. Степень распаханности не достигает 70-80%. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от -0 0 С до С; лето: от С до С. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Лесостепь- природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков. Умеренный климат. Умеренный климат. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Коэффициент увлажнения на севере 1; на юге 0,6. Осадки от 300 до 450 мм. Осадки от 300 до 450 мм. Наличие полей и лесополос. Наличие полей и лесополос. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Бурые лесные и дерново- подзолистые почвы. Степень распаханности 80%. Степень распаханности 80%. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Средняя температура зима: от С до С; лето: от С до С. Чем степи отличаются от лесостепей?<\p>

13 Внутренние воды. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Собственная речная сеть степей и лесостепей редкая и маловодная. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Грунтовые воды залегают глубоко, поэтому они практически не участвуют в питании рек. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Летом реки мелеют, что в значительной мере затрудняет водоснабжение населения и судоходство даже на крупных реках. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Население редкоочаговое, в связи с тем, что грунтовые воды залегают глубоко. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено. Колодцы копают на глубину м, т.к. на водораздельных пространствах водоснабжение затруднено.<\p>

14 Проблемы степи и лесостепи. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Влажные годы в лесостепи чередуются с засушливыми. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Летом дуют горячие и сухие ветры- суховеи, которые наиболее губительны для культурных растений. Ветровая эрозия. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. Почвообразующие породы лёссы и лёссовидные суглинки легко поддаются размыву. Почвенная эрозия. Длительная распашка почв привела к их истощению. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. В рельефе преобладают эрозионные формы: речные долины, балки и овраги. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Речная сеть редкая и маловодная. Водная эрозия. Глубокое залегание грунтовых вод. Глубокое залегание грунтовых вод. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. В степях большой вред сельскому хозяйству наносят грызуны. Они уничтожают значительную часть урожая, наносят вред лесопасадкам. Вырубка лесов. Вырубка лесов.<\p>

15 Решение проблем. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Проводят агротехнические мероприятия по борьбе с засухой и почвенной эрозией. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Почвы хорошо «отзываются» на внесение удобрений, в связи с их истощением. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Положительную роль играют степные блюдца: после снеготаяния и дождей пополняют запасы грунтовых вод и ослабляют смыв почвы. Ведётся борьба с сусликами. Ведётся борьба с сусликами.<\p>

Важно

16 Выводы. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов. Лесостепи и степи –наиболее изменённые человеком природные зоны. Практически все природные ландшафты преобразованы, а участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках. Благоприятный климат, плодородные почвы стали причиной активного сельского хозяйства. Однако сильнейший антропогенной пресс на природу имеет и негативную сторону. Овраги и балки, эти язвы на теле Земли, стали неизбежной составной частью степных ландшафтов.<\p>

17 УЧЕНИЦА 8 «В» КЛАССА ГОУ ЛИЦЕЯ 1571 Г. МОСКВЫ КУРБАНОВА АЙТАДЖ Презентацию выполняла<\p>

Источник: https://www.myshared.ru/slide/418818/

Экологические проблемы в России. Экологическая ситуация в России

За последние пять лет в крае выявлена тенденция к увеличению содержания в атмосферном воздухе веществ первого класса опасности, таких, как фенол, бензапирен, сероводород, что обусловлено увеличением эмиссии в атмосферный во вредных веществ от передвижных источников, в первую очередь от автотранспорта, железнодорожного транспорта, грузооборот которого составляет, прежде всего, сырая нефть, маз; продукты нефтеперерабатывающей промышленности.

На долю стационарных источников приходится значите, меньший вклад по загрязнению воздушного пространства края. К стационарным загрязнителям атмосферы относя стройиндустрия, теплоэнергетика, нефтеперерабатывающая промышленность и пищевые производства. Основными загрязняющими веществами этих отраслей являются лет органические соединения, продукты сгорания различных в органического топлива.

Сельскохозяйственное  производство  также  вносит ощутимый вклад в загрязнение атмосферы особо опасными веществами  – пестицидами; способы  попадания отравляющих биосферу веществ самые различные, в том числе при обработках полей, садов, плантаций путем наземного и воздушного (с вертолетов и самолетов) опрыскивания, при приготовлении рабочих растворов, при хранении в необорудованных складских помещениях. В отличие от первичных путей загрязнения, перечисленных выше, существуют и вторичные – перенос пестицидов с частичками пыли на большие расстояния, в том числе и в городскую среду.

Территория Краснодарского края входит в зону действия международных конвенций о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния оксидами азота и серы, а также защите озонового слоя Земли. Требование по 30% снижению выбросов сернистого ангидрида краем выполнено благодаря снижению использования на ТЭЦ края серосодержащего топлива.

Анализ данных мониторинга рН кислотности атмосферных осадков показал увеличение выпадения кислых осадков до 9% в 1996г. против 7,9% – в 1995 г. Высокий процент кислых дождей отмечен в городах Сочи – 61%, Армавире – 28,6%, Тихорецке -25%. В 1996 году в крае отсутствовали щелочные осадки.

Необходимо отметить еще некоторые факторы, определяющие состояние атмосферного воздуха над территорией края: отсутствие регулярного контроля содержания бенз(а)пирена, диоксинов, свинца и целого ряда других, особо опасных, веществ, отсюда отсутствие полной и достоверной оперативной информации о состоянии воздушной среды в местах скопления людей. Например, в выбросах Краснодарской ТЭЦ и котельных производствах края показаны только оксиды серы, азота, углерода и пятиокись ванадия, в то время как достоверно установлено, что сжигание природного органического топлива сопровождается выбросами высокотоксичных веществ – мышьяка, ртути, брома, сурьмы, фтора.

Вот так обстоит ситуация в Краснодарском крае. Данные немного староваты, но думаю сейчас они не сильно изменились.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЧАСТИ II.

В целом, проблема загрязнения атмосферы в России сейчас стоит очень остро, так как наша страна является одним из ведущих «загрязнителей» в мире, наряду с другими, индустриально развитыми странами.

«Грязный воздух», выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и многое другое – причина такого состояния окружающей среды России.

ЧАСТЬ III.

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (ЭКОСИСТЕМ) В РОССИИ

Устойчивость – один из важнейших параметров любых систем, в том числе и экологических. Она определяет способность системы сохранять себя при изменениях среды. В контексте этого определения устойчивость можно считать синонимом термина жизнеспособность.

Совет

Жизнеспособность систем определяется тремя группами ее параметров – объемом (массой вещества системы), продуктивностью (скоростью самовоспроизводства вещества системы) и структурной гармоничностью. Применительно к экологическим системам количественное измерение первых двух групп параметров хорошо отработано классической биогеографией.

Уровень потенциальной устойчивости коренных экосистем России, то есть уровень устойчивости экосистем до их трансформации человеком, показан на карте 2.1 .

Максимум устойчивости приходится на лесостепь Европейской России, Предуралье и среднюю тайгу Сибири, к северу и к югу устойчивость систем снижается. Минимум в России наблюдается в арктических пустынях.

Так, как в Россию заходит лишь самый край туранских пустынь, уровень их устойчивости еще достаточно высок. Европейская лесостепь – сочетание дубрав и луговых степей – безусловно, в пределах России оптимальная зона жизни.

Что касается Сибири, то отступление здесь максимальной устойчивости к северу, безусловно, связано с общей экологической молодостью здешней лесостепи.

Напомню, что если в европейской лесостепи основной лесообразующей породой является дуб – порода климакса – завершающей стадии экологической сукцессии, то в Сибири его сменяет береза – пионерная порода, первая селящаяся на нелесных участках.

Высокий потенциал устойчивости коренных экосистем в самом общем виде определяет способность природной среды возвращаться к исходному состоянию в случаях как естественных (например климатических), так и антропогенных воздействий.

В этом качестве именно устойчивость экосистем задает ширину “коридора возможностей” для хозяйственного развития человеческой цивилизации, все формы которой способны изменять природу.

Обратите внимание

Даже потеряв значительную часть своей площади, коренные экосистемы устойчивых типов продолжают обеспечивать неизменность режима природных циклов, продуцирования биомассы, утилизации вредных для живых организмов веществ.

Эта особенность связана с оригинальной ролью почв – резервуаров “памяти” экосистемы – сохраняющих многие начальные качества экосистем даже после антропогенной трансформации территории. Подобные возможности устойчивых экосистем хорошо иллюстрирует карта нарушенности природных экосистем .

Карта 2.1

На приведенной карте видно, что потенциальная устойчивость экосистем России практически всюду в той или иной степени снижена за счет замены коренных типов экосистем, менее устойчивыми антропогенными производными (агроценозами или вторичными лесами) или полным уничтожением при застройке и урбанизации.

При этом максимальные по площади воздействия характерны именно для районов с самыми устойчивыми природными комплексами. В России говорят: – “Кто везет, на того и валят”.

Устойчивые экосистемы южной тайги и лесостепи России сохраняли возможность достаточно автономного, без подпитки со стороны, развития индустриальной цивилизации последних полутора веков несмотря на максимальную утрату природных комплексов.

Степи Европейской части России были вторично (после заброса в период серьезной угрозы со стороны степных кочевников в XIII – XVII вв.) освоены в XVIII – XIX вв., то есть уже на фоне достаточно высоко развитого в техническом отношении сельского хозяйства.

С другой стороны, обладая наиболее высокой и стабильной урожайностью, эти степи испытали в социалистический период наиболее тяжелые последствия погони за ростом пахотного клина, “борьбы с травопольной системой” и т.п. В то же время запас устойчивости экосистем обеспечивал возможности хозяйственного развития при кардинальной модернизации и повышении энерговооруженности человека.

Характерно, что районы с высокой устойчивостью природных условий в значительной степени коррелируют с районами высокой устойчивости (жизнеспособности) социума.

Напротив, в более южных степях и полупустынях (Прикаспий) и на Севере – в тундрах природные условия из-за собственной неустойчивости биоты существенно ограничивают произвол человека в выборе вариантов и интенсивности хозяйственной деятельности. Соответственно, и социум этих регионов гораздо менее устойчив.

Важно

Именно с этим связано преимущественное сохранение в сухих степях, полупустынях, тундрах и северной тайге традиционных форм природопользования. Индустриальная цивилизация здесь присутствует обычно в форме анклавов, существование которых возможно лишь при постоянной поддержке (ресурсами, людьми, энергией) из более устойчивых районов. Эти анклавы выглядят как инородное тело внутри региона и наиболее разрушительно воздействуют на его природу.

Несмотря на высокий уровень устойчивости экосистем южной тайги и лесостепи Европейской России, угроза утраты природного баланса и непрогнозируемого разрушения всех форм хозяйствования (особенно сельского хозяйства) этих районов были осознаны еще в сталинский период. В конце 40-х гг.

был принят план массового создания лесополос и искусственных водоемов. Реализация плана должна была существенно повысить устойчивость экосистем степей юга России. К сожалению, план не был реализован полностью.

Но даже в своей реализованной части он не полностью достиг желаемых результатов, так как часть лесополос была высажена “гнездовым методом” Т.Д.Лысенко и погибла практически сразу же, на создание же прудов с самого начала не отпускалось достаточных средств и они по большей части были прорваны первым же высоким паводком.

По мере того, как план забывался, а дефицит хлеба в стране возрастал, началось массовое сведение лесополос – крупными тракторами удобнее обрабатывать крупные массивы и лесополосы мешали.

Карта2.2

На данной карте приведен показатель, отражающий современный уровень устойчивости экосистем, учитывающий как потери площади коренных природных комплексов, так и снижение жизнеспособности антропогенных экосистем (агроценозов, вторичных лесов и пр.).

На карте видно, что в регионах с наиболее благоприятными (комфортными) условиями жизни человека и хозяйственного развития практически исчерпаны возможности развития за счет ресурсов природной среды.

Это не может не вызывать серьезных опасений – основной регион-донор населения страны и один из трех главных центров устойчивости ее социума находится в зоне максимального снижения устойчивости экосистем.

Совет

Снижение устойчивости повышает его уязвимость к антропогенной трансформации, что крайне опасно для сохранения здоровья не только населения Черноземья, но и России в целом.

В этом отношении из трех основных центров повышенной жизненности социума в наиболее благоприятном положении оказывается Северокавказский.

Так, как в России это самый архаичный (с этническим уровнем социальной памяти) центр, его связи со средой обитания наиболее тесны.

Возможно, именно более высокая сохранность устойчивости его экосистем способствует успешности его борьбы с собственно русскими центрами.

Заключение по части iii

Исходя из данных, приведенных мною на картах, можно утверждать, что наиболее неустойчивая экосистема имеется в индустриальных и высоконаселенных районах.

Устойчивая экосистема имеется в северных районах России и Западной Сибири, что следует из намного меньшей заселенности этих мест, по сравнению с центральными регионами нашей страны, и меньшей освоенности этих районов.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авакян А.Б., Широков В.М. Рациональное использование водных ресурсов — Екатеринбург: «Виктор», 1994.
  2. Материалы сети Internet
  3. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов:Статистич.сборник, М.:1996
  4. М. Максимова. В 21 век со старыми и новыми глобальными проблемами.//Мировая экономика и международные отношения, №10, 1998.
  5. В. И. Данилов-Данильянов «Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать».

Источник: https://student.zoomru.ru/eko/jekologicheskie-problemy-v-rossii-jekologicheskaya/282821.3351658.s4.html

Экология – электронный путеводитель – Экология – электронный путеводитель

Экология – электронный путеводитель

Автор: В. Г. ВасильеваОдним из приоритетных направлений экологической политики является сохранение существующих уникальных природных парков, обеспечивающих своеобразие географического ландшафта и составляющих основу сбалансированной среды обитания человека в условиях наступления техногенной цивилизации. В регионе Нижнего Поволжья к таким паркам, безусловно, относится территория Волго-Ахтубинской поймы. Существующее противоречие между потребностями социально-экономического развития территорий и задачей сохранения уникальных природных комплексов требует разработки и применения особенно гибких социальных технологий, способных к «самонастройке» и учитывающих все факторы возможного развития ситуации. К числу таких факторов, безусловно, относится и сложившийся образ жизни населения территорий экологически значимых территорий, доминирующие поведенческие практики и оценки социального восприятия проблемы. Требование экологической безопасности, в том случае, если оно не остается голословным, предполагает обоснование системы практических мероприятий, действенность которых, в свою очередь, зависит от отношения людей, реализующих данные мероприятия. Исходя из этого, представляется необходимой и предварительная эмпири¬ческая оценка ситуации методами социологического исследования.
Подробнее…

 

Экология — наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы. Термин впервые предложил в книге «Общая морфология организмов» («Generalle Morphologie der Organismen») в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель.Современное значение слова экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Даже более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды (см. также энвайронментализм). Во многом такое смещение смысла произошло благодаря все более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако за рубежом, например, часто разделяют понятия ecological (англ., относящееся к науке экологии) и environmental (англ., относящееся к окружающей среде). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно четко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Альтернативные определения

Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование. (Это определение Э. Геккеля написано в те времена, когда экология была ещё исключительно биологической наукой. Нынешнее понимание экологии шире.)Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и измененных человеком условиях. Это определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время.Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Источник: https://lib.volsu.ru/eco/index.php?option=com_content&view=article&id=67:kljuchevye-problemy-prirodopolzovanija-stepnoj-zony&catid=14:2011-09-15-07-58-59&Itemid=18

Экологические проблемы степной зоны: причины и методы решения

Степи есть на всех континентах, только называют их по-разному. В Евразии это обширные степные зоны на территории Украины и России, в Африке и Австралии – саванны, в Южной Америке – пампасы, в Северной – прерии. Но как ни назови эти биологические системы, экологические проблемы степной зоны практически везде одинаковы.

Степью называют равнинные участки, поросшие травянистыми растениями. Располагаются они в умеренной и субтропической зоне обоих полушарий. Характерная черта степей – отсутствие деревьев. Лесополосы здесь насаживаются искусственно.

Климатические условия

Степные зоны обычно расположены в умеренно континентальном и резко континентальном климате. Лето здесь жаркое, иногда даже слишком, поскольку температура поднимается выше +40. Дождей мало. Зима может быть и умеренно мягкой и суровой. Снега выпадает мало. Он плохо укрывает землю, чаще движется поземкой.

Животные и растения

Прежде чем описывать экологические проблемы степной зоны, необходимо рассказать, каких животных и растения здесь можно встретить. Растительный мир степей представлен разнообразным травяным ковром.

В степях растут ковыль, мялик, трава-типчак, овсец и большое количество луковичных видов.

Степные растения приспособлены к длительным периодам засухи, поэтому активно растут весной, используя влажную почву после зимы.

Животные в степных зонах в основном ночные, поскольку вынуждены пережидать жаркие дни. Здесь водятся антилопы, множество грызунов, тушканчики, орлы, пустельги, жаворонки.

Кроме того, есть большое количество змей и насекомых. К слову сказать, птицы в большинстве улетают на зиму в другие зоны.

Растения и животные в полной мере ощущают проблемы зоны степей, и, к сожалению, в большинстве этих проблем виноват человек.

Причины экологических проблем

Степные зоны отлично приспособлены для сельскохозяйственных работ. Человек получил готовые пашни и сытные пастбища. Но нерациональное использование этих земель очень быстро истощает их ресурс.

Экологические проблемы степной зоны ведут к уничтожению степей и поглощению этих территорий лесостепью и пустынями. Введен даже специальный термин – «опустынивание».

Это процесс деградации экосистемы, ухудшение ее биологического потенциала.

Поскольку в степных зонах часто бывают засухи и суховеи, человек начал не только вспахивать, но и орошать большие участки степей. Орошением называют искусственный полив почвы. Чтобы подать воду, строятся оросительные системы и гидротехнические сооружения. Это позволяет выращивать стабильные урожаи, но несет угрожающие последствия:

  • начинается деградация ландшафтов;
  • происходит засоление почвы и природных водоемов;
  • сточные воды несут угрозу загрязнения природных водоемов;
  • образовываются соляные озера в местах сброса дренажей стоков;
  • происходят провалы грунта;
  • почвы и водоемы загрязняются токсинами и нитратам (включая подземные и грунтовые воды).

Несмотря на то что орошение дает высокий экономический эффект в сельском хозяйстве, оно усугубляет экологические проблемы степи. Это значит, что человеку необходимо продумывать способы минимизации возникших проблем.

Как уменьшить негативное воздействие человека

Чтобы сохранить степные зоны, разрабатывается целый ряд мероприятий. Они направлены на уменьшение проблемы и восстановление экологического равновесия. Экологические проблемы степной зоны решаются следующим образом:

  • создаются охраняемые территории и природно-заповедные фонды;
  • составляются списки исчезающих растений и животных для внесения в Красную книгу;
  • принимаются меры для сохранения и восстановления исчезающих видов флоры и фауны;
  • ограничивается изъятия черноземных земель для нецелевого использования;
  • проводится модернизация сельскохозяйственных машин;
  • рекультивируются земли;
  • восстанавливаются ландшафты, нарушенные в процессе хозяйственной деятельности.

Экологические проблемы степной зоны требуют максимального внимания, поскольку степи постепенно исчезают с лица земли.

Источник: https://2qm.ru/obrazovanie/nauka/ekologicheskie-problemy-stepnoi-zony-prichiny-i-metody-resheniia.html

Экологические проблемы степи и лесостепи России и пути их решения

Степи есть на всех континентах, только называют их по-разному. В Евразии это обширные степные зоны на территории Украины и России, в Африке и Австралии – саванны, в Южной Америке – пампасы, в Северной – прерии. Но как ни назови эти биологические системы, экологические проблемы степной зоны практически везде одинаковы.

Что такое степь?

Степью называют равнинные участки, поросшие травянистыми растениями. Располагаются они в умеренной и субтропической зоне обоих полушарий. Характерная черта степей – отсутствие деревьев. Лесополосы здесь насаживаются искусственно.

Климатические условия

Степные зоны обычно расположены в умеренно континентальном и резко континентальном климате. Лето здесь жаркое, иногда даже слишком, поскольку температура поднимается выше +40. Дождей мало. Зима может быть и умеренно мягкой и суровой. Снега выпадает мало. Он плохо укрывает землю, чаще движется поземкой.

Животные и растения

Прежде чем описывать экологические проблемы степной зоны, необходимо рассказать, каких животных и растения здесь можно встретить. Растительный мир степей представлен разнообразным травяным ковром.

В степях растут ковыль, мялик, трава-типчак, овсец и большое количество луковичных видов.

Степные растения приспособлены к длительным периодам засухи, поэтому активно растут весной, используя влажную почву после зимы.

Животные в степных зонах в основном ночные, поскольку вынуждены пережидать жаркие дни. Здесь водятся антилопы, множество грызунов, тушканчики, орлы, пустельги, жаворонки.

Кроме того, есть большое количество змей и насекомых. К слову сказать, птицы в большинстве улетают на зиму в другие зоны.

Растения и животные в полной мере ощущают проблемы зоны степей, и, к сожалению, в большинстве этих проблем виноват человек.

Причины экологических проблем

Степные зоны отлично приспособлены для сельскохозяйственных работ. Человек получил готовые пашни и сытные пастбища. Но нерациональное использование этих земель очень быстро истощает их ресурс.

Экологические проблемы степной зоны ведут к уничтожению степей и поглощению этих территорий лесостепью и пустынями. Введен даже специальный термин — «опустынивание».

Это процесс деградации экосистемы, ухудшение ее биологического потенциала.

Поскольку в степных зонах часто бывают засухи и суховеи, человек начал не только вспахивать, но и орошать большие участки степей. Орошением называют искусственный полив почвы. Чтобы подать воду, строятся оросительные системы и гидротехнические сооружения. Это позволяет выращивать стабильные урожаи, но несет угрожающие последствия:

  • начинается деградация ландшафтов;
  • происходит засоление почвы и природных водоемов;
  • сточные воды несут угрозу загрязнения природных водоемов;
  • образовываются соляные озера в местах сброса дренажей стоков;
  • происходят провалы грунта;
  • почвы и водоемы загрязняются токсинами и нитратам (включая подземные и грунтовые воды).

Несмотря на то что орошение дает высокий экономический эффект в сельском хозяйстве, оно усугубляет экологические проблемы степи. Это значит, что человеку необходимо продумывать способы минимизации возникших проблем.

Как уменьшить негативное воздействие человека

Чтобы сохранить степные зоны, разрабатывается целый ряд мероприятий. Они направлены на уменьшение проблемы и восстановление экологического равновесия. Экологические проблемы степной зоны решаются следующим образом:

  • создаются охраняемые территории и природно-заповедные фонды;
  • составляются списки исчезающих растений и животных для внесения в Красную книгу;
  • принимаются меры для сохранения и восстановления исчезающих видов флоры и фауны;
  • ограничивается изъятия черноземных земель для нецелевого использования;
  • проводится модернизация сельскохозяйственных машин;
  • рекультивируются земли;
  • восстанавливаются ландшафты, нарушенные в процессе хозяйственной деятельности.

Экологические проблемы степной зоны требуют максимального внимания, поскольку степи постепенно исчезают с лица земли.

Степи, их месторасположения и основные характеристики

Бесконечные российские степи, североамериканские прерии, южноамериканские пампасы, африканские или австралийские саванны или новозеландские туссоки – это все они, степи. Бесконечные и ровные. Что может быть лучше для сельскохозяйственных нужд человека? Практически готовые пашни и пастбища.

Но у степи есть экологические проблемы, которые ведут эту биологическую систему к фактическому исчезновению, потере ее самостоятельности, индивидуальности и поглощению, граничащими с ней лесостепью и пустыней.

В умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушария равнины, поросшие травянистой растительностью, называют степями.

Степная зона есть на всех континентах. Есть она и в горах.

Климат степей, а скорее, наоборот, степи там, где климат континентальный или резко континентальный. Количество атмосферных осадков до 450 мм в год. Зима малоснежная со средней температурой до -20ºС.

Максимальная может доходить и до -40ºС. Сильные ветры и метели. Лето жаркое. Средняя температура этого периода года до +28ºС. Но может подняться и до +40ºС.

Часто, в связи с этим сопровождается засухой, сильными ветрами и суховеями.

Наибольшие площади степей в России, Монголии, Казахстане и Украине.

Растительность и животный мир

Характерная растительность этой природной зоны – травы, во всем их видовом разнообразии. Они так густо растут, что возникает ощущение цельного ковра или моря. Основные виды – ковыль, типчак, овсец, тонконог и луковичные. Растения устойчивы к засухе.

В степи растительность доминирует и диктует условия для жизни всей остальной биосистеме.

Она же лежит в основании разделения степей на виды: горные, луговые или разнотравные, настоящие или ковыльные и пустынные.

Растительный покров повлиял и на животный мир. Летом животные ведут преимущественно ночной образ жизни. Они выносливы и быстры в беге. Много норных и прыгающих видов грызунов, а также пресмыкающихся и насекомых.

Причины проблем и мероприятия по их преодолению

Основным источников этих проблем является сельское хозяйство, а именно распахивание, орошение и отведение земель под пастбища и сенокосы.

Естественный растительный мир степей приспособился к природным колебаниям, где нет повторяющегося из года в год количества и определенного время выпадения осадков, часты суховеи. Возникающие в связи с этим засухи являются причиной неурожаев сельскохозяйственных и технических культур.

Для стабильности ведения производства применяются различные системы орошения. А они, кроме положительных, имеют и отрицательные последствия. Такие как: засоление почв и водоемов, загрязнение их сточными водами, деградация ландшафтов, провалы грунтов, загрязнение токсинами и нитратами, уменьшение водных ресурсов, в том числе грунтовых и подземных.

Мероприятия, проводимые для сохранения уникальности природного разнообразия и ландшафтов, следующие:

  • организация и создание особо охраняемых территорий и природно-заповедных фондов;
  • составление списков уникальных и исчезающих видов флоры и фауны для Красной книги;
  • ограничение изъятия черноземных земель для несельскохозяйственного пользования;
  • модернизация сельскохозяйственной техники
  • рекультивация земель;
  • восстановление ландшафтов, нарушенных в ходе горнодобывающих работ, нефтяных и газовых промыслов, а также строительства автомагистралей и трубопроводов.

Посмотрите видео:Экологические проблемы, загрязнение окружающей среды. Красота Земли.

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/ekologicheskie-problemy-stepej.html

Экологические проблемы лесостепи и степи

Вопросы экологической безопасности, а также изменения экосистемы на нашей планете сегодня стоят как никогда остро. Человечество пришло к выводу, что степень эксплуатации им природных ресурсов Земли достигла такого уровня и масштаба, что нарушает хрупкое равновесие и приводит к экологическим катастрофам.

В частности, увеличивается количество наводнений, бурь, цунами, плодородие почв снижается. Загрязняются почвы и водоемы, исчезают целые виды животных и растений, что напрямую влияет на человеческий организм, провоцируя болезни, мутации и т.д.

Экологических проблем на Земле огромное количество, однако в данной статье мы ограничимся только вопросами в районах лесостепей и степей.

Характеристика лесостепной и степной территории

В России лесостепи и степи простираются практически непрерывно вдоль всей южных и восточных границ, а в некоторых местах уходят вглубь страны. Они занимают огромную территорию, в некоторых областях соприкасаясь также с бескрайними лесами и реками.

Климат на данной территории достаточно благоприятный для жизни – умеренно-континентальный. Годовое количество осадков порядка 600 мм в год, что позволяет поддерживать средний уровень влаги, достаточный для неприхотливых растений. Зимой температура может опускаться до -20 градусов по Цельсию. При этом лето зачастую жаркое и засушливое.

При этом почва достаточно плодородна, и включает чернозем. Растительность в основном представлена разнотравьем, устойчивым к засухе и холодам (ковыль, типчак, овсец, тонконог и луковичные), а также небольшим разнообразием деревьев, в частности, дубом, липой, ясенем, каштаном и др.

Лесные породы будут зависеть от региона расположения лесостепи. Животные, в основном, представлены грызунами (суслик, сурок, др.), а также парнокопытными, которые очень быстро стали домашними животными (лошади, овцы, ослы и т.д.).

Есть некоторые представители некрупной и исключительно лесной фауны.

Когда речь заходит об экологической проблеме, то обсуждения человеческого фактора никак не избежать. Безусловно, природе свойственны стихийные бедствия, однако они возникают локально и не имеют непрерывного характера.

Деятельность человека, напротив, характеризуется настойчивостью и последовательностью.

К сожалению, до недавнего времени человек последовательно и настойчиво расшатывал экологический баланс, пока негативные последствия не стали для него очевидным.

Обратите внимание

Экологических проблем в лесостепной и степной зоне не так много, однако каждая из них носит глобальный характер.

  1. Использование степей под сельскохозяйственные нужды

Степи изначально больше предназначены для пастбищ и разведения скота. Однако для человека оказалось невозможным использовать данные территории исключительно по такому прямому назначению. В связи с обеднением ранее использованных сельскохозяйственных угодий и увеличением населения потребовалось осваивать новые территории.

Таким образом, степи тали осваивать под новые нужды: выращивать пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, а также другие культуры. В связи с этим почвы стали активно орошать водой, а степных грызунов, которые могли нанести вред урожаю, истреблять.

Кроме того, человек применяется различные биохимические добавки, которые должны способствовать урожайности, но которые фактически наносят огромный вред степным территориям.

В дальнейшем такие действия приводят ко второй проблеме.

Это другая проблема, с которой столкнулись в России, и она также связана с сельскохозяйственной деятельностью человека.

Опустынивание происходит из-за эрозии почвы как следствие высыхания рек, вырубки прилегающих лесов и использования вредных удобрений.

За менее чем четверть века в России площадь земель, находящихся под угрозой деградации, увеличилась в полтора раза и составляет порядка 100 млн га.

А ведь какой можно было бы собрать урожай, если бы человек бережно относился к ресурсам, которые ему щедро дарит природа.

Меры по сохранению лесостепных и степных территорий

В связи с назревшими экологическими проблемами в России начали претворять в жизнь различные планы и проекты по обеспечению экологической сохранности и безопасности лесостепных и степных территорий.

В частности, было принято решение производить экологическое зонирование оставшихся лесостепных и степных территорий. Некоторым из них был присвоен статус особо охраняемой природной территории, которые стали национальными парками и заповедниками. Например, Приволжская лесостепь, Галичья гора, Воронинский заповедник и др.

Однако в большинстве случаев заповедники располагаются на территории до Уральских гор. При этом в Западно-Сибирской лесостепи заповедников катастрофически не хватает. Например, созданный в Бурятии Тункинский национальный парк еще не заработал в полную силу.

Важно

Также необходимо присвоить статус заповедника районам Троицких и Акбулакских меловых гор, Барабинской и Кулундинской степям.

Кроме того, для сохранения информации об уникальности данного типа территории ученые принялись составлять списки всех редких и исчезающих представителей растительного и животного мира. Данные списки пополнили Красную книгу.

Однако количество таких видов составляет печальную картину: порядка 15 видов млекопитающих, 35 видов птиц, 15 видов рептилий, боле 60 видов беспозвоночных, характерных для лесостепной и степной зон России находятся на грани исчезновения.

Благодаря статусу особо охраняемой зоны доступ человека к использованию ресурсов на донной территории был существенно ограничен, что позволило предотвратить исчезновение данного вида ландшафта.

В связи с невозможностью расширения посевных площадей человечество вынуждено задуматься об эффективности использования уже существующих. Это дало толчок к развитию сельскохозяйственной техники, селекции, и других аспектов агропромышленного комплекса.

Кроме того, начали принимать меры по поддержанию плодородности почв.

Помимо этого, на законодательном уровне пользователи земельных ресурсов обязаны проводить мероприятия по рекультивации земли, которые направлены на снижение негативного эффекта от человеческой деятельности. Это в первую очередь относится к горнодобывающей промышленности, строительству автомагистралей, трубопроводов и т.д., где в большинстве случаев требуется посадка полезащитных и придорожных лесополос.

Тем не менее, количество и качество таких мероприятий в России недостаточно, так как многие действия предпринимаются на основании разрозненных правовых актов. Кроме того, слабо работает система пресечения и наказания нарушителей законодательства.

Неизбежным фактором является и халатность отдельных людей на местах. К сожалению, главным фактором сохранения экологического баланса на Земле является ответственность и желание каждого человека сохранить данное равновесие.

Совет

Такое воспитание должно начинаться с самого детства и демонстрироваться всеми окружающими людьми. По непонятной причине люди считаю, что «если мусорить дома нельзя, то у соседа можно». При этом они совершенно отказываются признавать, что в природе все взаимосвязано.

И беспорядок у соседа рано или поздно скажется на собственном здоровье, так как земля и вода у нас общие.

Заключение

Экологические проблемы лесостепей и степей, а также других природных зон на нашей планете не зря волнуют все человечество. Изменения, которые во много были вызваны антропогенным фактором, существенно повлияли на климатические условия на Земле.

В настоящий момент проводится политика по сохранению регионов, где еще остались уникальные ландшафтные зоны лесостепей и степей.

Данным регионам присваивают статус особо охраняемых природных зон, благодаря чему возможность доступа человека к данным ресурсам ограничивается.

В связи с этим эффективность использования уже освоенных территорий становится главной задачей для обеспечения населения необходимым продовольствием.

Однако помимо данных защитным мер уцелевших территорий, необходимы также меры по восстановлению поврежденных регионов: рекультивация, лесные насаждения, применение экологически чистых удобрений.

Немаловажную роль играет воспитание у большинства населения чувства ответственности за экологию нашей планеты.

Источник: https://wood-prom.ru/analitika/14844_ekologicheskie-problemy-lesostepi-i-stepi

Конспект урока по географии “Лесостепи и степи” 8 класс

Лесостепи и степи

Цели и задачи урока: изучить особенности компонентов в лесостепях и степях и взаимосвязи между компонентами зон. Сформировать образ природных зон. Выявить экологические проблемы лесостепей и степей и пути их решения.

Оборудование: карты – физическая, почвенная, растительности, климатическая. Таблицы «Животные лесостепей и степей»; гербарий; презентация.

План урока:

1. Орг. момент.

2. Повторение, проверка д/з.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока, домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Повторение, проверка д/з.

Работа в парах или группах: рассказ о природных зонах: 1) о зоне тайги; 2) о смешанных и широколиственных лесах по плану:

  1. Географическое положение зоны.

  2. Климат.

  3. Почвы.

  4. Растительность.

  5. Животные.

  6. Природные ресурсы.

3. Изучение нового материала.

– В южной зоне России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и немного лесостепей.

– Найдите на карте природную зону лесостепей. Где она расположена?

– Найдите на карте природную зону степей. Где она расположена?

Сообщение ученика: «Лесостепь». Презентация, работа по картам атласа.

Заполнение таблицы «Природные зоны»

Природная зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Лесостепь переходная зона от леса к степи. июль +21 – 23°С, январь- 5°С,- 10°С серые лесные, черно-зёмы зона смешения лесов и степей. зона смешения лесов и степей.

Сообщение ученика: «Степь». Презентация, работа по картам атласа.

Природная зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Степь юг европейской части России июль+21 – 23°С, январь- 5°С,- 10°С черно-зёмы ковыль, типчак, сельско-хозяйственная растительность. сайгак, сурки, светлый хорь, суслики…

4. Закрепление нового материала: фронтальный опрос учащихся.

– Какие растения можно увидеть в степи весной?

– Что такое эфемеры?

– Почему у растении летнего периода длинные и разветвлённые корни, маленькие опущенные листья?

-Почему почвы степей плодородны?

– Почему в степи не растут деревья?

– Почему животные степей живут стадами, а не в одиночку, как животные лесов?

– Сравните ландшафты лесостепей и степей.

– Какие опасные явления могут быть в степях? Что является их причиной?

5. Итог урока, домашнее задание.



Источник: https://biblo-ok.ru/referat-ok/koncp-43455.php

Лесостепи, степи, полупустыни и пустыни

ЭТАП 1 Актуализация знаний, способов действия в новых условиях; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

Организационный момент

1. Мотивация к деятельности.

– Мы с вами уже знаем, что Россия находится в 11 природных зонах.- Вспомните, с какими ПЗ вы уже ознакомились?-С какими ПЗ нам предстоит ознакомиться?

СЛАЙД 2

– Путем наложения карт выявите, в каких природных зонах находится наша Малая родина (Волгоградская область).

Актуализация знаний и позиция учащихся к изучаемой теме (достижение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися)

-Не считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока нам очень близка?-А все ли мы знаем о той ПЗ, в которой живем?А хотелось бы узнать?А что вы хотели бы узнать конкретно? Каких знаний вам не хватает?

Целеполаганиезнаю, хочу узнать, узнал

– Какие методы можно применить, добывая знаний?

-Давайте, вместе обозначим тему, поставим цель перед собой: о чем мы хотим узнать сегодня на уроке, и составим план действий.

Учитель корректирует ответы обучающихся. СЛАЙД 3

все эти вопросы мы решим на уроке, а сейчас необходимо проверить, как вы усвоили прежнюю тему.

-Скажите, каким методом вы хотели бы осуществить проверку знаний? (в арсенале учителя должно быть заготовлено несколько методов проверки д/з)

Учитель соглашается или предлагает свой метод проверки

Входной контроль. (проверка д/з)

СЛАЙД 4

Цель: Определить уровень готовности к работе.

Продолжать отрабатывать умения осуществлять самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

I вариант: тайга

II вариант: смешанный лес

А. 1. Графический диктант.

Задание: определить к какой зоне (тайга или смешанный широколиственный лес) относятся следующие признаки:1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.3. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые.4. Почвы подзолистые.5.

В природной зоне деревья образуют один ярус.6. Деревья более холодоустойчивы.7. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц-беляк.8. Древесина – главное богатство этой зоны.9. В зоне много болот.10. Эта зона отсутствует в Сибири.11. Хищник зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница

12.

Условия зоны более благоприятны для земледелия. СЛАЙД 5

Б.Самоконтроль: ( по завершению проверь результаты по презентации)Критерии оценки:

Тайга

Обратите внимание

Три правильных ответа -2 балла 4-5 правильных ответа – 3 балла6 правильных ответа – 4 балла

7 правильных ответа- 5 баллов

Смешанный широколиственный лес:1 правильный ответ – 2 балла2 правильных ответа – 3 балла 3 правильных ответа -4 балла4 правильных ответа -5 баллов

II вариант: ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Тесты: (листы розданы индивидуально)

  1. Лесная зона занимает большую часть климатического пояса:

1. Субарктического2. Умеренного3. Субтропического

  1. Сплошной полосой от западных до восточных границ России – протягиваются:
  1. Тундра и тайга
  2. Тайга и смешанные леса
  3. Смешанные и широколистные леса
  4. Широколистные леса
  1. На большей части таежной зоны увлажнение:
  1. Избыточное
  2. Достаточное
  3. Недостаточное
  4. Наибольшую площадь в тайге занимает древесная порода:1 Ель2. Сосна 3. Лиственница4. Пихта
  5. Определите, какое животное для зоны тайги является «лишним»:

1.Заяц2. Лисица3. Овцебык4. СобольПроверить по презентации.

Критерии оценки: СЛАЙД 6

2 правильных ответа – 2 балла3 правильных ответа – 3 балла4 правильных ответа- 4 балла5 правильных ответа – 5 баллов

Фронтальный опрос для I и II варианта. (Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла)

– Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?-Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, неплодородны?- Как животные приспособились к условиям тайги?

Анализ работы по проверке д/з. Над чем поработать дополнительно

Учитель: Я надеюсь, что вы все справились с этим заданием.

Изучение нового материала

Стадия «осмысление»

Учитель предоставляет материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.Как всё взаимосвязано в природе разумно и неразделимо!Вот ландыши: они не в поле бродят,а с тенью лип, нерасторжимы.И с шелестом берёз зеленодымным и с колокольчиком лиловым.И с флейтой иволги, и свистом соловьиным, и с влажным воздухом медовым, Срубите лес – и, как в безлунной бездне, всё до муравьиной кучи,До ёжика, до светлячка исчезнет,Над пустошью лишь тени бросят тучиХраните лес! Чтоб эхо в нём гудело,

Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела. СЛАЙД 7

Скажите: -какой смысл несет это стихотворение?

СЛАЙД 8

Вспоминают, изученный ранее материал.

Обучающиеся выясняют: лесостепи, степи, полупустыни и пустыни.

Применяя метод наложения карт, обучающиеся находят: в степной и полупустынной зоне.

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть
Продолжают развивать умения ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Недостаточно знаний, о причинах размещения этих зон, об их особенностях и их проблемах. Добыть знания можно, используя текст учебника, сайты интернета, карты атласа и учебника.

Хотят расширить знания, которые получили из окружающей среды, непосредственно проживая в данном регионе; а так же на уроках краеведения (география и биология) и на уроках географии 6-7 класс).

Записывают в тетради тему урока, и заполняют две колонки

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ
-взаимосвязь компонентов в природе;

– распределение тепла по поверхности Земли.

-познакомиться с особенностями компонентов природы природных зон;-установить взаимосвязь компонентов природы в этих природных зонах;- о причинах чередования природных зон-выявить приспособляемость растений и животных к условиям обитания в данных зонах;- познакомиться с антропогенным воздействием человека на природные зоны, -узнать о мероприятиях по охране природы;

Обучающиеся перечисляют методы, которыми хотели бы осуществить проверку знаний.

Предполагаемый ответ обучающихся о том, что природа – целостна. Нарушение или изменение, какого либо компонента ПЗ, ведет к изменению других составных частей этой ПЗ.

Источник: https://geo.na5bal.ru/geografiya/2568/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]