Шумовое загрязнение городов | экологические проблемы

Шумовое загрязнение

Переизбыток различных шумов, которые создают определенное шумовое загрязнение в нашей жизни, может привести к развитию довольно широкого спектра различных заболеваний. Но давайте обо всем по порядку.

Благодаря техническому прогрессу в нашей жизни появились такие привычные и практически не замечаемые нами звуки. Это шум холодильника, ход секундной стрелки часов или даже работа компьютера (работа кулеров компьютера). Если Вы переезжаете в новый дом мы рекомендуем провести экологическую экспертизу новостроек, чтобы быть уверенным, что переезжаете в экологически чистый дом.

Для каждого шум это понятие индивидуальное. Каким-то людям городские шумы совершенно не воспринимаются как источники шумового загрязнения и являются довольно обыденными явлениями. А есть такие люди, для которых шумовое загрязнение является невыносимой проблемой, и они стараются как можно чаще бывать в тишине и в местах, где уровень шума достаточно низок.

При всем этом учеными было доказано, что любые антропогенные звуки, которые достигают довольно больших звуковых пределов, могут иметь отрицательное воздействие на организм человека. Но давайте обо всем по порядку.

Шумовое загрязнение что такое и какие бывают источники

Для того чтобы правильно понимать проблему сначала необходимо разобраться с вопросом что такое шумовое загрязнение среды.

Итак, шумовое загрязнение это своеобразное акустическое загрязнение, которое представляет собой раздражающий шум.

Данный вид шума имеет так называемое антропогенное происхождение и обычно шумовое загрязнение атмосферы пагубно влияет на процессы жизнедеятельности человека.

  • абиотические;
  • биотические.

Некоторые относят и природные шумы к понятию «шумовое загрязнение окружающей среды», но это не верно. Такое загрязнение и его влияние на человека и на другие живые организмы сводится к нулю, а все живое эволюционировало и адаптировалось к такому шуму.

Конечно, одним из самых главных источников любого шумового загрязнения является именно шум от транспортных средств. Причем это не только автомобили, но и железнодорожный транспорт и даже самолеты.

После наступления постиндустриальной эпохи в нашем мире возникло еще большее количество различных источников шума, которые способствуют тому, что шумовое загрязнение мирового океана и всего мира с каждым годом только ухудшается. Помимо этого, деятельность человека негативно влияет не только на шум, но и на электромагнитное загрязнение, которое возникает внутри жилого помещения. Это воздействует и на шумовое загрязнение квартиры.

Шумовое загрязнение в квартире и офисе возникает благодаря различной технике, в том числе и бытовой. В крупных городах жилые районы имеют повышенный уровень шумового загрязнения. Объяснить такую ситуацию довольно легко: эта проблема возникает именно из-за ошибочной городской планировки. Это может быть даже некорректное расположение аэропорта вблизи жилых зданий.

Источниками шумового загрязнения обычно становятся промышленные предприятия, различные строительные работы, сигнализация автотранспортных средств, звуки животных (лай собак, крик котов) шумы от людей (крик, смех и т.д.).

Для того чтобы качественно исследовать уровень шумового загрязнения в вашей квартире или на рабочем месте, а также провести измерение уровня вибрации, можно обратиться в нашу независимую исследовательскую лабораторию “ЭкоТестЭкспресс”. Специалисты и эксперты, которой проведут все исследования в кратчайшие сроки, а также дадут обширный отчет с рекомендациями по улучшению данной ситуации.

Что представляет собой шум и шумовое загрязнение со стороны гигиены?

Что такое шумовое загрязнение с точки зрения гигиены? Итак, шумовое загрязнение среды или просто шум – это привычное для нас физическое явление.

Звук можно представить, как различные волновые колебания упругой среды.

Распространяется звук не только в воздушном пространстве, но и в различных жидкостях, а также возможно распространение звука и в твердых веществах. Исследовать звук или микроклимат можно в нашей лаборатории.

Ученые обычно дают более точное описание и говорят, что шум – это совокупность звуков с различной частотой и интенсивностью, которые имеют хаотический порядок.

Обратите внимание

Нас волнует именно тема «шумовое загрязнение и его влияние на человека». И конечно, с данной точки зрения шумом является любой возможный звук.

Один и тот же шум для двух людей и в различных ситуациях может быть, как шумом, так и обычным звуком, который никак не вредит здоровью. Предположим следующую ситуацию: в ночное время суток сработала охранная сигнализация автомобиля.

Для владельца данной машины эта информация будет полезной, а поэтому не будет являться ненужным шумом. Для соседа, который отдыхал, этот звук является шумовым загрязнением, и шкала силы звука может определить, насколько сильно он повлияет на здоровье человека.

Но в целом сигнализация разбудила соседа, чем разъярила и разгневала его, тем самым повлияла на нервную систему.

Для того, чтобы узнать насколько сильно шумовое загрязнение квартиры превышает норму или Вам нужны другие исследования, к примеру, химический анализ воздуха в помещениях, можно обратиться в нашу исследовательскую лабораторию “ЭкоТестЭкспресс”, где в течение нескольких дней Вы получите полноценный протокол исследования, который создан и оформлен по государственному образцу и действителен даже в государственных органах.

Какое шумовое загрязнение атмосферы и помещения является вредным для человека?

Прежде чем говорить о такой сложной теме, нужно сначала отметить несколько важных фактов.

Итак, такое шумовое загрязнение как шум дождя или шелест листьев довольно сложно считать полноценным шумом, поскольку шум, который находится в диапазоне от 0 до 35 дБ, не считается полноценным шумом и не вредит здоровью. По мнению экспертов, самый легкий вред здоровью происходит от шума с уровнем в 50 дБ.

Различные источники шумового загрязнения в большей степени влияют на жителей больших городов. Как уже было сказано ранее основными источниками шумового загрязнения в городе становятся именно крупные транспортные развязки, а именно автомобили, поезда и прочий транспорт.

Стоит отметить, что помимо транспорта в городе есть и прочие источники, которые не менее опасны, чем ранее описанные.

К примеру, во время крупных концертов в Москве на главной площади, или парадов уровень шумового загрязнения превышает все допустимые нормы и становится в несколько раз громче, чем от транспортных средств.

Но опять же это бывает довольно редко и отмечается повышенный уровень шума в конкретной части города, а именно – в центре.

Эксперты и ученые отмечают, что наиболее вредным и опасным, среди всего шумового загрязнения, является именно ночной шум. Человек, который находился в стадии сна или просто во время релаксации намного дольше будет адаптироваться к неприятному звуку, нежели в дневное время.

Есть ли в России официальная статистика шумового загрязнения городов?

Австралийские ученые превзошли всех в своих исследованиях шумового загрязнения. Буквально несколько лет назад проведя определенные исследования, они совершили опыты и доказали, что шумовое загрязнение окружающей среды становится возбудителем целого ряда проблем со здоровьем и сокращают продолжительность жизни в среднем на 10 лет.

В России официальная статистика уровня шумового загрязнения по крупным городам не ведется. Пожалуй, это даже к лучшему. Можно представить насколько австралийские исследования были объемными и продолжительными. Российские опыты не слишком отличались бы от полученных данных, понимая патогенез влияния шумового загрязнения на человека.

Мы знаем, что любые резкие, импульсивные шумы или производственные звуки, которые имеют превышения по нормам, сами по себе вредны для человека. Если же шум является постоянным, то тенденция ухудшения состояния здоровья будет только усугубляться, что впоследствии может вызвать довольно серьезные проблемы.

Важно

Для того чтобы обезопасить себя и проверить уровень шума в вашем помещении или на предприятии можно заказать такую услугу как измерение шума в нашей Московской независимой исследовательской лаборатории “ЭкоТестЭкспресс”, которая имеет четырнадцатилетнюю историю и заслужила свою репутацию как одна из лучших частных лабораторий Москвы и Московской области.

Мы проводим все необходимые исследования уровня шума не только на производстве, но и в жилых помещениях, а также исследуем уровень шума в ночное время суток.

Помимо этого, команда экспертов проведет все исследования, а также сравнительный анализ полученных данных с нормами, что установлены законом, тем самым проинформирует Вас о том, насколько сильно зафиксировано отклонение от нормы и как с этим бороться.

Как зарождаются и развиваются заболевания в организме из-за шумового загрязнения?

Все заболевания, связанные с шумом, зарождаются именно в коре головного мозга. Вследствие постоянной нагрузки шумом отведенный участок головного мозга на получение различной информации, обработки разнообразных звуков и сигналов, а также моделирования ответов на полученные звуки просто не воспринимает их.

После того, как такая проблема возникла, мозг вместо формирования ответов начинает отражать эти функции на совершенно другие части мозга, которые отвечают за иные действия. Все это ведет к тому, что происходят нарушения роботы других органов живого организма.

Из всего вышеперечисленного следует понимать, что для того, чтобы обезопасить себя и своих близких от незаметного, на первый взгляд, действия шума следует периодически проводить исследование и измерение шума в помещении. После замера Вы сможете продумать, как улучшить ситуацию и оградить себя от посторонних шумов и шумового загрязнения среды.

Источник: http://ecotestexpress.ru/articles/shumovoe-zagryaznenie-/

Шумовое загрязнение городской среды и его влияние на население

1Некипелова О.О., Некипелов М.И., Шишелова Т.И., Маслова Е.С.Вряд ли можно переоценить насколько велико значение шумового загрязнения городской среды в 21-м веке.

Чрезмерная концентрация в городах рельсового и автомобильного транспорта, громкое звучание авто противоугонных устройств, шумные уличные телерекламы, шквал звуков от стадионов, дискотек и ресторанов, ремонтные работы с использованием шумных инструментов и звучной техники, а также полеты самолетов над селитебной территорией создают чрезвычайно сильное акустическое загрязнение уличных и внутриквартальных пространств.

Сознательно или бессознательно воспринимаемая шумовая нагрузка воздействует на условия и комфортность проживания, самочувствие, активность, настроение и общее состояние горожан (1,2). Шум – причина преждевременного утомления, ослабления внимания и памяти; он мешает нормальному отдыху и восстановлению сил (3, 4, 5). На современном этапе борьбы за здоровый образ жизни правомерна следующая прописная истина: “Тишина – залог здоровья!” Однако достичь ее в 3-м тысячелетии не так-то просто, поскольку тишина стала дефицитной не только в наших городах, но и на всей планете.

Основная цель исследования – разработать методические подходы к экологической оценке индивидуальной чувствительности людей к шумовым нагрузкам.

Исследования выполнены в натуральных и камеральных условиях на 2200 студентах, проживающих в г. Иркутске под трассами полета самолетов на разном удалении от аэропорта. Акустические измерения производились с применением современной прецизионной измерительной аппаратуры и учетом требований соответствующих ГОСТов.

Результатами исследования в натурных условиях выявлено, что в ближайшем пункте наблюдения, расположенном в 0,5 – 1 км от торца взлетно-посадочной полосы, шум при пролете турбореактивных самолетов / ТУ – 134, ТУ – 154, ИЛ – 62, ИЛ – 86 и др.

/ характеризуется быстрым нарастанием и спадом звукового давления и хорошо выраженным изменением частот во времени, подчиняющимся закону Доплера и проявляющимся в смещении максимальных составляющих спектра в направлении от низких частот к высоким и обратно.

Нами выявлено, сердце подстраивает свой ритм под скорость изменения уровней и спектра шума за период пролета /т.е. под эффект Доплера/ путем усиления экстракардиальной регуляции.

В такой ситуации, образно выражаясь, шум выступает в роли “ведущего”, а сердечный ритм – в роли “ведомого”. Такая ситуация рассматривается специалистами- медиками, как весьма неблагоприятная, т.к.

Читайте также:  Умеренно континентальный климат – температура, характеристика, черты, отличия

при ней высоко вероятна угроза срыва сердечного ритма , а так же наблюдается преждевременное утомление и ранняя изнашиваемость, как сердечной мышцы, так и сосудистой системы организма человека.

Результаты опроса и психофизиологического тестирования позволили нам установить неодинаковую индивидуальную восприимчивость студентов к звуковому воздействию.

Совет

По степени индивидуальной чувствительности к акустическим раздражителям все опрошенные лица были условно разделены на три группы: нечувствительные, нормально чувствительные и сверхчувствительные. К группе нечувствительных были отнесены лица, которые вообще не замечали шума, поэтому жалобы у данного контингента опрошенных отсутствовали.

В группу нормально чувствительных вошли лица, которые ощущали шум, но он их раздражал только при определенной ситуации /при умственном и психическом перенапряжении, недосыпании, конфликтных ситуациях в семье, учебной группе и т.д./ Симптомы раздражения от звука в этой группе были непостоянными.

Группа сверхчувствительных состояла из лиц, которые почти постоянно ощущали шум и он их, как правило, всегда раздражал. В результате чего, у данных студентов систематически отмечались симптомы стрессового состояния.

В натуральных и камеральных условиях выявлено, что для нечувствительных индивидов действующим уровнем авиационного шума является 95 дбА, нормально чувствительных – 85дбА, сверхчувствительных – 65 дбА.

Как следует из сказанного, децибельная разница в действующих уровнях шума между рассматриваемыми типологическими группами студентов весьма существенная.

Однако, ныне действующие ГОСТы и другие нормативные документы по шуму рассчитаны на среднего человека, не учитывают индивидуальной типологии в чувствительности и, следовательно, не защищают наиболее уязвимую часть людей, в том числе и среди студентов.

Для выявления специфического действия шума на орган слуха использовалась тональная аудиометрия и адресный опрос студентов по специальным анкетам, что позволило учесть /кроме шумов транспортных/ шумы, создаваемые проигрывающей аппаратурой в квартирах, автомобилях, на улицах, шумы от водопроводно-канализационного оборудования и работы лифтов в зданиях, а также шумы от теле- и радиопередач, противоугонных средств и звуков, издаваемых людьми и животными. На основе такого комплексного учета источников звука рассчитывались “индекс тишины” (ИТ, %) и “коэффициент шумовой загруженности” (КШЗ, %).

Индекс тишины – это разница между единицей и частным от деления суммы секундных интервалов тишины на общее время наблюдения /в секундах/, выраженная в процентах.

ИТтиш = 1 – (å Ттиш (сек) / Тобщ (сек) ) * 100%

Коэффициент шумовой загруженности (КШЗ, %) – это процентная разница между общим временем наблюдения и индексом тишины за этот же срок.

КШЗ = Тобщ (%) – ИТтиш (%) = …%

Обратите внимание

Рост КШЗ до 50 – 75% и более свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне звуковой загруженности органа слуха людей.

Результатами аудиометрии выявлено, что у студентов из шумных мест проживания и индивидов с высоким уровнем шумовой загруженности (КШЗ более 5-%) возрастное снижение слуха /пресбиокузис/ начинается у мужчин с 25 лет, а у женщин – с 30 лет, что на 5-7 лет раньше, чем у проживающих в тихих местах и индивидов, имеющих нормальный уровень звуковой загруженности /КШЗ в пределах 25 – 40%/. Снижение порогов слуховой чувствительности в большинстве случаев происходило на частоте 4000 гц. Оно проявлялось по типу функциональной асимметрии слуха с разницей в порогах слуховой чувствительности от 10 до 20 дб. Кроме того, выявлено, что студенты младшего возраста / 16 – 19 лет/ наименее чувствительны к звуковым воздействиям, чем студенты старших возрастных групп. К специфическому действию шума на орган слуха наиболее чувствительны мужчины, а к неспецифическому его влиянию на другие органы и системы – женщины. Ввиду того, что все обследованные студенты до обучения в вузе не контактировали с производственным шумом, полученные данные по тугоухости в полной мере свидетельствуют в пользу социокузиса – потерь слуха от действия непроизводственных шумов.

Список литературы

  1. Борьба с шумом в городах: Совм. Сов. – фр. Изд.-М.: Стройиздат. – 1987 г. – 248 с.
  2. Некипелова О.О. Шум, как экологический фактор среды обитания. // Современные наукоемкие технологии. – 2004 г. – № 2. – с.157 – 158.
  3. Некипелов М.И. Интенсивность транспортного шума в Иркутске и его гигиеническая оценка // Гигиена и санитария. – 1971г. – № 8. – с. 29 – 33.
  4. Некипелов М.И. Пролетный шум самолетов и субъективная оценка его беспокоящего действия // Акустический журнал АН СССР. – 1972. – Т. ХУШ. Вып. 1. – с 74-81.
  5. Некипелов М.И. Гигиеническая оценка шумового режима городов Восточной Сибири в зависимости от их планировочных решений и организации транспортного движения //Гигиенические аспекты снижения шума в районах новой застройки. – Москва, 1979 г. – с. 51 – 55.

Библиографическая ссылка

Некипелова О.О., Некипелов М.И., Шишелова Т.И., Маслова Е.С. Шумовое загрязнение городской среды и его влияние на население // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 5. – С. 46-47;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5595 (дата обращения: 02.03.2019).

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5595

Шумовое загрязнение, угроза для окружающей среды

Еще одним загрязнением, негативно влияющим на здоровье человека, на растения, животных и даже неодушевленные объекты, является шумовое загрязнение.

Звук возникает в результате колебаний молекул воздуха и постоянного изменения давления воздуха. Эти волны распространяются в воздухе в продольной форме.

Так, звуковые волны являются формой механических волн, распространяемых в форме продольных волн, и вызывают чувство слышимости. Эти волны способны распространяться в среде с разными частотами.

Нормальный человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16 Гц до 15—20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; выше – ультразвуком.

Шум – это звук любого рода, воспринимаемый людьми как неприятный, мешающий восприятию речи, музыки, отдыху, работе, или даже вызывающий болезненные ощущения. Шум оказывает вредное воздействие на организм человека.

Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы в процессе эволюции адаптировались к ним. Поэтому даже музыка может обладать и негативным влиянием на психику и физическое состояние человека.

Звук измеряется в децибелах (дБ), на основе изменения давления воздуха. Ухо человека воспринимает в виде звука колебания, частота которых лежит в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Область слышимых звуков, заключенная между порогом слышимости и болевым порогом, составляет от 0 до 130 дБ.

Важно

Шумовое загрязнение имеет непосредственную связь с промышленной технологией. Иными словами, одновременно с ростом и развитием технологии проблема шума стала более актуальной и вызывает острые проблемы.

Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства – автомобили, железнодорожные поезда и самолёты, а также отрасли промышленности и строительные работы. 

Главными источниками шумового загрязнения в городах являются аэропорты, железнодорожные станции, гудки и выхлопы из автомобилей, сирена скорой помощи, и звуки от строительных работ и промышленного оборудования.

За городом главным источником шумового загрязнения считается шум вблизи автострад, аэродромов и железных дорог.

По мнению специалистов, наличие железной дороги в районе может оказать разрушительные последствия на животных и растения, так как железнодорожные линии пролегают через уникальные природные экосистемы.

Шумовое загрязнение, вызываемое проездом поездов, может повлиять на местные растения и животных и подвергать угрозе жизнь живых существ и людей, проживающих возле железнодорожных путей, и вынуждают редких птиц и животных перебираться в другие экосистемы, что само по себе создает предпосылки вымирания редких видов фауны и флоры.

Сейчас шумовое загрязнение в большинстве индустриально развитых стран считается одной из главных экологических проблем. Итоги проведенных исследований показывают, что шумовое загрязнение вызывает у человека многие физические и психологические заболевания, тем самым навязывая обществу колоссальные расходы. 

Шумовое загрязнение приводит к сокращению слышимости. Другие неблагоприятные последствия шумового загрязнения – головная боль и головокружение, диспепсия, запор, желудочно-кишечные язвы, зуд и аллергические кожные заболевания, неврологические расстройства, сужение сосудов, повышение артериального давления, сердечный приступ и нарушение сна.

Постоянный шум увеличивает вырабатывание гормона адреналина и кортизола в крови. Увеличение адреналина вызывает учащенное сердцебиение, а кортизол усиливает стресс и тревогу у человека. В результате шумового загрязнения повышается кровяное давление, в частности в черепе, уменьшается слюноотделение и ощущается сухость во рту.

Например, итоги исследования показывают, если человек в течение восьми часов будет подвергаться шуму свыше 70 дБ, его кровяное давление повышается на 5-10 мм рт.ст. Шумовое загрязнение также может стать причиной аборта.

Шум вызывает “материнский” стресс, а этот стресс сужает кровеносные сосуды в утробе, несущие обязанность доставлять плоду кислород и питательные вещества, в результате чего рождаются дети с низким весом.

Шумовое загрязнение угрожает жизни не только людей, но и животных. Итоги лабораторных исследований показывают, что в условиях звуков громкостью выше 85 дБ, снижается острота слуха у животных и их способность слышать естественные звуки окружающей среды и других животных.

Например, проведенные исследования показывают, что пустынный кенгуру, живущий в среде автомобилей багги с интенсивностью звука 95 дБ не может заметить свое расстояние от потенциального хищника, например гремучей змеи.

В нормальном состоянии, не говоря о каком-либо другом факторе, парализующем чувства, когда гремучая змея подползает на расстоянии 40 см от пустынного кенгуру, кенгуру может не заметить ее приближение. В условиях высокой интенсивности звука, эта способность у него снижается с 40 см до 2 см.

Совет

После этого теста кенгуру понадобилось три недели для того, чтобы восстановить свои естественные чувства. Испытание было проведено в клетке. Очевидно, что в естественной среде кенгуру не могли бы выжить в таких условиях. 

Шумовое загрязнение порой может не оказать существенное воздействие на слуховую систему животных, но вызвать увеличение частоты сердцебиения, проблему с дыханием и резкие нервные реакции.

Изменение в поведении, например сокращение рождаемости и забытье место обитания являются другими негативными последствиями шумового загрязнение. Этот факт доказывают проведенные тесты над разными животными.

К примеру, итоги исследований о обезьянах в клетке показали, что кровяное давление у обезьяны в среде с средней интенсивностью звука 85 дБ за 8 месяцев повысилось на 30% (по ночам этот уровень уменьшался, а по дням завышался за 85 дБ).

По прошествии месяца от прекращения звукового воздейтсивя и возвращения в обычное состояние изменение в кровяном давлении сохранилось, т.е. не вернулось в нормальное состояние. 

Аналогичные опыты были проведены и на мышах. Оказалось, что шумовое загрязнение повышает стресс у мышей и риск заболевания в их организме.

Еще одним воздействие звука со средним уровнем 82-85 дБ и сроком 8 часов в день было ослабление способности решения вопросов у взрослой мыши и уменьшение массы плода в утробе матери  на 66%.

Еще другие последствия шума у животных: преждевременное переселение дикой природы и птиц, аборт, кровотечение уха, анорексия (ослабление аппетита), агрессивность, уменьшение выработки материнского молока у млекопитающих животных и укорочение жизни.

Обратите внимание

Итоги исследований также показывают, что городская какофония негативно влияет и на популяцию птиц и вызывает изменение в их пении и поведении. В шумных районах птицы стали петь на более высоких частотах. У летучих мышей возникли трудности с ловлей добычи. Лягушки с трудом находят себе партнеров для спаривания. Киты стали издавать более громкие звуки, чтобы общаться между собой. 

Читайте также:  Медицинские отходы класса "б"

Шумовое загрязнение вредит не только животным, но и растениям.

Многие люди полагают, что шумовое загрязнение не влияет на деревья и растения, так как у них нет слуховой системы. Но новые исследования показывают, что шумовое загрязнение способно также оказать влияние на мелкие растения и деревья, зависящие от животных и насекомых, которые разносят их семена и опыляют цветы.

Когда животные сталкиваются с возрастающим шумом из-за транспорта или других видов человеческой деятельности, они вынуждены менять свое поведение или же переселяться на более тихие территории.

Количество сосновых деревьев, на которых гнездятся многие видов птиц и животных, из-за их ограниченной конкуренции за среду обитания сокращается в последние годы, главной причиной чего является шумовое загрязнение. 

Между тем, по мнению специалистов, деревья могут играть заметную роль в сокращении шумового загрязнения. Деревья подобно “щиту” значительно укорачивают звуковые волны, а их листья функционируют как фактор, понижающий уровень звука.

На основе исследований Национального центра лесоводства при Министерстве сельского хозяйства США, правильное использование и разработка деревьев уменьшает шум с пяти до десяти дБ, т.е. уменьшает шумовое загрязнение, производимое в результате человеческой деятельности, на 50%.

Эксперты рекомендуют, что создание стены листьев или посадки кустарников и высоких деревьев, таких как тополь, может уменьшить шумовое загрязнение вокруг них. Если растительный покров будет иметь достаточную высоту, ширину и плотность, может сократить шум от трафика автострад.

Шумовое загрязнение на сегодня является одним из забытых вопросов общего загрязнения окружающей среды. Из-за недостаточных знаний о шумовом загрязнении все еще не предприняты серьезных меры по борьбе с ним.

Важно

Но сегодня ученые пришли к тому выводу, что этот вид загрязнения тоже является серьезной угрозой для окружающей среды и биоразнообразия, и поэтому мировому сообществу придется перейти к активным действиям.

Источник: http://parstoday.com/ru/radio/programs-i70950

Актуальность исследования шумового загрязнения в городах

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы:

1. Y. Liu, X. Wu, L. Huang, Implementation of three level inverter using a novel Space vector modulation 342 The European Physical Journal Applied Physics algorithm, Proc. IEEE Conf. on Power System Technology, Power Con 2002, 13-17 Oct. 2002, Vol.1, pp. 606-610.

2. S. Wei, B. Wu, A General space vector PWM control algorithm for multilevel inverters, Eighteenth Annual IEEE on Applied Power Electronics Conference and Exposition, APEC'03, 9-13 Feb. 2003, Vol. 1, pp. 562-568

© Щагин А.В., Бодрова А.А., Логвин В.И., 2015

УДК 625.098

Щёлокова Татьяна Дмитриевна

Магистрант МИ (филиал) ВлГУ Владимирская обл., г. Муром, РФ E-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ В ГОРОДАХ

Аннотация

В работе рассматриваются основные проблемы шумового загрязнения окружающей среды транспортом на примере города Мурома. Также в статье обозначается актуальность и необходимость исследований данной проблемы в современных городах.

Ключевые слова

Шумовое загрязнение, транспортные потоки, планировочная организация городов.

На сегодняшний день акустошумовое загрязнение является одним из важных факторов вредного влияния на окружающую среду и здоровье человека. Жители современных городов постоянно находятся в условиях шумового дискомфорта.

Шумовое загрязнение становится причиной многих заболеваний, длительное воздействие шума ведет к снижению производительности труда, к ухудшению качества жизни и значительным экономическим потерям в связи с выполнением мер по улучшению экологической ситуации [1, с. 32-33].

Как известно, основными источниками шума в городах является автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт. Современную жизнь уже невозможно представить без транспортных сообщений, перевозок грузов, доставок товаров и т.п.

Следовательно, уровень шумового загрязнения в городах будет расти с каждым годом.

Улучшить сложившуюся шумовую ситуацию непросто, но акустическое благополучие городов – важная проблема многих отраслей градостроительства и решение данной ситуации можно достигнуть только при комплексном подходе.

Рассмотрим проблему шумового загрязнения на примере города Муром. Основной целью исследования акустошумового загрязнения в городах является определение уровня шумового загрязнения на оживленных участках, а также разработка мер по улучшению сложившийся шумовой ситуации.

Численность населения Мурома на 2015 год составляет 110746 человек, по данным территориального органа государственной статистики по Владимирской области Муром является лидером по числу машин на душу населения.

Совет

На период исследований в городе насчитывается более 43 тысяч автомобилей, следовательно почти каждый третий житель города имеет автомобиль [2]. Эта статистика бьет не только средне областные, но даже общероссийские рекорды.

Автомобильный парк города постоянно растет, вместе с этим увеличивается доля автомобилей, выработавших свой технический ресурс, следовательно в городе ухудшается не только акустическая, но и экологическая ситуация.

Долгое время острой проблемой для города Мурома являлся транзитный транспорт. Особенно данная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

проблема ощущалась до ввода в эксплуатацию вантового моста, соединявшего Владимирскую и Нижегородскую области, а также развязок на въезде в город [3, с. 2]. Исторический центр в большинстве своем был избавлен от большегрузов, но акустическая ситуация ухудшилась в промышленных районах города.

Кроме того, необходимо отметить недостатки планировочной организации города. Зачастую можно столкнуться с тем, что между оживленным участком дороги и жилым домом не наблюдается нормативных 25 метров, предусмотренных в ГОСТ 20444-85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.» [4, с.

5]. Во многих спальных районах города преобладает сквозное движение, так как к другим домам просто не подобраться. Также в городе не наблюдается зеленых насаждений на территориях разделительных полос, все эти факторы являются грубыми ошибками градостроительства, которые сказываются на акустической ситуации.

Анализ и состав транспортных потоков является важной частью исследования шумового загрязнения. Определение интенсивности движения впоследствии поможет для состава шумовой карты города, что в свою очередь, определит меры по улучшению акустической ситуации.

Рассмотрим транспортные потоки на одном из загруженных перекрестков города. Перекресток улиц Московская – Дзержинского – Владимирское шоссе является одним из крупнейших перекрестков города. Это объясняется тем, что рядом находится Муромский автовокзал.

Обратите внимание

Ежедневно с платформ автовокзала осуществляется отправление автобусов по 29 междугородним маршрутам, также по данному участку дороги осуществляется движение 13 городских автобусов [5]. За автовокзалом расположена техническая зона движения железнодорожного транспорта, прилегающая к вагоноремонтной базе.

На данной территории расположена зона отстойника вагонов Муромского железнодорожного вокзала. Также следует отметить, что въезд в город в основном осуществляется через Владимирское шоссе.

При проведении наблюдений в течении 20 минут на исследуемом перекрестке 16 ноября 2015 года в 17:00 часов были получены результаты по составу транспортных потоков, данные представлены в таблице 1. За грузовой транспорт приняты — газели грузоподъемностью до 1,5 т., кран—манипулятор, трактор для копки траншей и грузовик для вывоза мусора.

Таблица 1

Анализ транспортных потоков

Направление движения Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы

Число Доля, % Число Доля, % Число Доля, %

Перекресток улиц Московская — Дзержинского — Владимирское шоссе (во всех направлениях) 710 21,3 39 1,17 33 0,99

Общее количество транспортных средств: 782 шт.

После проведения анализа на данном участке, можно сделать вывод, что данный перекресток имеет большую пропускную способность и значительную загруженность, также образуются так называемые пробки.

В связи с этим, следует произвести измерение уровней шумового загрязнения с получением количественных характеристик реального звукового давления, на улицах города создаваемых источниками акустического сигнала и сопоставить с действующими санитарными нормами, следовательно, необходимо обеспечить достоверность полученных результатов.

Таким образом, в исследовании шумового загрязнения важным этапом является метрологическая обеспеченность измерительных процедур и средств или, иначе говоря, наличие заведомо исправного и аттестованного измерительного оборудования.

В большинстве современных городов исследование и разработка методов и мер по снижению шумового загрязнения только набирает обороты.

Комплексный подход к улучшению данной проблемы должен включать разгрузку транспортных потоков, планирование объездных дорог и появление улиц «дублеров», рациональную жилую застройку, планирование мест временного скопления людей, применение шумоизолирующих экранов, посадку зеленых насаждений.

Не следует, также, забывать и об учёте возможного распространения (прогнозировании направления распространения) шума вглубь селитебных районов под влиянием локальных условий, включая условия метеорологические [6, с. 686-687].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что исследование шумового загрязнения на городских

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Важно

территориях – актуальная тема и исследования в данном направлении будут являться основой для принятия комплекса мер по оптимизации условий жизнедеятельности селитебных зон, уменьшению аустошумовой нагрузки на человека.

Список использованной литературы:

1. Соловьёв Л.П., Булкин В.В., Шарапов Р.В. Существование человека в рамках техносферы / Машиностроение и безопасность жизнедеятельности. 2012, №1(11). – С.31-39.

2. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vladimirstat.gks.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).

3. Bulkin V.V., Kalinichenko M.V. The problems of reducing the noise level on open sites of machine building plants and living areas / IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, Vol.91 (2015), 012080.

4. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. – Москва: Издательство стандартов, 1986. – 37 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-issledovaniya-shumovogo-zagryazneniya-v-gorodah

Методы борьбы с шумовым загрязнением окружающей среды

Ученые признали официально, что шумовое загрязнение является третьим фактором окружающей среды по плохому воздействию на здоровье людей.

Проблема шумового загрязнения окружающей среды максимально остро поставлена в крупных городах мира. В них каждый житель вынужден ежедневно сталкиваться с сотнями источников шума – железнодорожным, авиационным, автомобильным транспортом, общественными заведениями – магазинами, клубами и т.д.

Особое место среди названных видов шума, занимает шум, исходящий от многочисленных городских строек.

Активное развитие технологий строительства сокращает сроки и расходы на строительство гражданских и промышленных объектов, что, как правило, идет в разрез с требованиями экологической безопасности. Сегодня максимальные уровни шума на местах жилой застройки превышают предельный допустимый уровень более чем в пять раз.

Административно-организационные мероприятия, позволяющие бороться с шумовым загрязнением окружающей среды:

Совет

Дифференциация дорог и улиц по их назначению, составу и скорости движения транспортных потоков;

Ограничение движения грузовых видов транспорта на внутригородских автомобильных дорогах;

Составление шумовых карт городов;

Вынос автомобильных трасс, предназначенных для транзитного транспорта, за границы города;

Своевременный ремонт и содержание в надлежащем состоянии дорог;

Усиление контроля технического состояния личного и общественного транспорта (техосмотры с проверкой шумовых характеристик автотранспорта).

Градостроительные мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды:

Функциональное зонирование (выделение лечебной, рекреационной, селитебной зон) и отделение зон от шумных (коммуникационных) территорий;

Размещение в селитебной зоне зданий с пониженным требованием по шуму. Использование особенностей рельефа местности. Прокладывание дорог в закрытых эстакадах, в тоннелях. Сооружение объездных дорог. Обеспечение системы гаражей и парковки за пределами жилых районов.

Сокращение количества перекрестков;

Создание шумозащитных конструкций (экранов).

Инженерно-технические мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды:

Возведение домов со специальной архитектурной структурой, пространственным и объемным решением, которое предусматривает ориентацию относительно источника шума;

Возведение домов с балконами и окнами, имеющими повышенную звукоизоляцию, оснащенными специальными вентиляционными устройствами, которые глушат шум.

Многие данные мероприятия по борьбе с шумовым загрязнением окружающей среды должны осуществляться государственными органами, так как это требует многомиллионных вложений и централизованного подхода.

Проблема шумового загрязнения окружающей среды решается также и на уровне отдельных объектов и компаний.

Обратите внимание

Сооружаются специальные акустические экраны. Конструкция данных шумозащитных экранов представляет собой акустические панели, которые поглощают или отражают звуковые волны (колебания), т.е. шум. Они монтируются между собой, устанавливаются пошагово между металлических стоек, являющихся несущими, и образуют шумозащитный забор необходимой длины и высоты.

Читайте также:  Все что нужно знать про кадастр отходов

Шумозащитные конструкции устанавливаются вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, объектов промышленности (трансформаторных подстанций, силовых энергетических установок) и защищают жилые, парковые, детские и другие территории, сопредельные с ними, от вредного влияния шумов.

Источник: http://zeleneet.com/metody-borby-s-shumovym-zagryazneniem-okruzhayushhej-sredy/1915/

Исследовательский проект “Шумовое загрязнение”

Слайд 1

Д епартамент образования г.Москвы ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского языка №1238 Шумовое загрязнение исследовательский проект в рамках декады предметов естественно-математического цикла Работу выполнили: Кукушкина Дарья и Целыковская Надежда ученицы 8 «В» класса Руководитель: Малярчук Л.В. учитель географии

Слайд 2

Цель : Изучить и исследовать влияние шума на здоровье и работоспособность учащихся и учителей нашей школы. Задачи: Определение уровня шума в школе и сравнение его с нормой. Проведение социалогического опроса. Анализ полученных результатов. Представление рекомендаций по снижению рисков шумового загрязнения. Предмет исследования: уровень шумового фона школы.

Слайд 3

Человек всегда жил в мире звука, поэтому слух является одним из важнейших органов чувств. Благодаря нему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне.

Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших.

Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.

Слайд 4

Классификация шума. Непроизводственные (коммунальные) шумы дБ Нижний предел чувствительности уха 0 Уличные шумы 55 Легковые автомобили 77 Автобусы 80 Железнодорожный транспорт 100 Воздушный транспорт 100 Гром 120 Болевой порог 130 . Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой

Слайд 5

Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляются изменения функционального состояния центральной нервной системы. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц.

Важно

Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%.

Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

Слайд 6

Влияние шумового загрязнения на организм человека Если в 60 – 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 ДБ, то в настоящее время он достигает 100 ДБ и более.

На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 ДБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 ДБ. По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 ДБ.

Имея в виду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия». Появляются все новые сверхмощные источники звука, например: шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов.

На многих производствах он достигает 80 – 100 ДБ и более, способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшает его качество.

Слайд 7

Влияние на окружающую среду Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах.

Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д.

В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

Слайд 8

Уровень шума в нашей школе С целью выявления уровня шума в нашей школе, на перемене мы произвели замеры, которые указаны в таблице . Мы делали это на 3 перемены(т.к. она является самой шумной, потому что она длится 20 минут и на этой перемене все ходят в столовую на завтрак), чтобы выявить шумовые максимумы.

По таблице мы видим, что самым тихим является 4 этаж, левая сторона, а самым громким 4 этаж, с правой стороны. Этаж Шумовой показатель, Дб 4 этаж. Правая ст. 61, 9 4 этаж. Левая ст. 56, 7 3 этаж. Правая ст. 60,6 3 этаж. Левая ст. 59,4 2 этаж. Правая ст. 58,8 2 этаж. Левая ст.

59,2 1 этаж 60,5 Столовая 60,2

Слайд 9

Проблема ШЗ С целью выявления проблемы шумового загрязнения для нашей школы и учета осведомленности учителей и учащихся о существовании данной проблемы было проведено исследование, в ходе которого был осуществлен статистический опрос учащихся 5-11 классов и учителей.

Совет

Всего в опросе приняло участие 143 человека. Результаты опроса занесены в таблицу . да нет 1.Существует ли проблема шумового загрязнения? 132 11 2. Знаете ли Вы о последствиях ШЗ? 73 70 3. Знаете ли Вы о способах защиты от ШЗ? 59 84 4.Приминяете ли Вы эти способы в своей жизни? 43 100 5.

Влияет ли на Вашу жизнь ШЗ? 72 71

Слайд 10

Также мы узнали, что думают учителя и ученики школы № 1238 по поводу уровня шума в нашей школе и на основе полученных данных, составили диаграмму.

По результатам опроса, мы видим что большинство опрошенных считают, что уровень шума в нашей школе превышает норму, незначительная часть считает что уровень шума в школе №1238 вполне нормальный, но также очень большая часть ответила, что им все равно, а это значит, что многие люди в наше время мало осведомлены по поводу проблемы шумового загрязнения и не знают, какие серьезные последствия это загрязнения за собой влечет.

Слайд 11

Загрязнение от автотранспорта С целью определения количества транспортных средств создающих шумовое загрязнение на улице Чоботовская было проведено наблюдение и подсчет транспортных единиц. Результаты, которых занесены в таблицу.

Самый большой шумовой показатель у грузовиков и наименьший у легкового автомобиля, но проанализировав данные таблицы, мы получаем, что за час больше шума производят легковые автомобили, так как количество автомобилей больше. Наша школа расположена на расстоянии 50 метров от транспортной магистрали.

Расстояние в 50 м способно ослабить транспортный шум в среднем на 8 дБ, благодаря чему уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к зданию школы (55 – 74 дБ), почти соответствует санитарным нормам (55 – 70 дБ), превышая максимальный уровень шума на 4 дБ.

Шумовое воздействие Уровень шума возле транспортного потока , Дб Кол-во транспорта в час,ед Уровень шума на расстоянии 50 м от транспортного потока , Дб Общее шумовое зазрязнение , Дб Общий шум( без машин) 60-63 – 53-55 – Легковой автомобиль 70 40 66 2800 Автобус 81 9 74 729 Грузовой автомобиль 88 5 80 440

Слайд 14

Рекомендации 1) На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. 2) После умственной работы не рекомендуется слушать тяжелую музыку, т. к. басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации может стереться из памяти.

3) Следует больше времени проводить на природе, так как шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие) благотворно влияют на человеческий организм, успокаивают его, навевают целительный сон. 4) Стараться находится дальше от источника шума.

Обратите внимание

Если невозможно оградить себя от нежелательного воздействия шума – врачи рекомендуют использование бирушей ..

5) Установка пластиковых окон в кабинетах, для защиты от внешнего шума 6) Увеличение количества насаждений в палисаднике школы с учетом высоты растений; 7) Проведение 15-минуток на тему шумового загрязнения, способах защиты от него, вреде наушников и громкой музыки, с целью просвещения учеников и учителей в данной проблеме.

Слайд 15

Список источников Интернет ресурсы: http: // www . businesseco . ru / http: // www . sobinform . ru / http: // www . arcreview . ru / Бондорчук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека»; издательство «Учитель»; Волгоград; 2005г. Корчагина В.А. «Ботаника».

Издательство «Просвещение», 1992г. Мироненко В.В. «Хрестоматия по психологии». Издательство «Просвещение», 1987г. Печко Л.П., Рубин В.И. Энциклопедия «От А до Я». Издательство «Просвещение», 1968г .. Энциклопедический словарь Ожегова. Издательство «Просвещение», 1982г. Юдина «Борьба с шумом на производстве».

Издательство «Просвещение», 1986г.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/04/25/issledovatelskiy-proekt-shumovoe-zagryaznenie

Презентация на тему “Шумовое загрязнение”

  • Скачать презентацию (0.07 Мб)
  • 25 загрузок
  • 3.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “Шумовое загрязнение” по ОБЖ. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Слайд 1

    Выполнил ученик 8г класса Сергеев Илья

  • Слайд 2

    Шумовое (акустическое) загрязнение  — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.

    Раздражающие шумы существуют и в природе, однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.

    Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда и самолёты.

  • Слайд 3

    В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города), другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, собачий лай, шумные люди и т. д. С наступлением постиндустриальной эпохи всё больше и больше источников шумового загрязнения (а также электромагнитного) появляется и внутри жилища человека. Источником этого шума является бытовая и офисная техника. Более половины населения Западной Европы проживает в районах, где уровень шума составляет 55÷70 дБ.

  • Слайд 4

    Шум в определённых условиях может оказывать значительное влияние на здоровье и поведение человека. Шум может вызывать раздражение и агрессию, артериальную гипертензию (повышение артериального давления), тиннитус (шум в ушах), потерю слуха.

    Хроническая подверженность шуму на уровне более 90 дБ может привести к потере слуха. При шуме на уровне более 110 дБ у человека возникает звуковое опьянение, по ощущениям аналогичное алкогольному или наркотическому.

    При шуме на уровне 145 дБ у человека происходит разрыв барабанных перепонок. Женщины менее устойчивы к сильному шуму, чем мужчины. Кроме того, восприимчивость к шуму зависит также от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий и т. д.

    Вредное воздействие шума известно издревле. Например, в Средние века существовала казнь «под колоколом». Звон колокола медленно убивал человека.

  • Слайд 5

    Шумовое загрязнение быстро вызывает нарушение естественного баланса в экосистемах. Шумовое загрязнение может приводить к нарушению ориентирования в пространстве, общения, поиска пищи и т. д.

    В связи с этим некоторые животные начинают издавать более громкие звуки, из-за чего они сами будут становиться в роли вторичных звуковых загрязнителей, ещё сильнее нарушая равновесие в экосистеме.

    Одними из самых известных случаев ущерба, наносимых шумовым загрязнением природе, являются многочисленные случаи, когда дельфины и киты выбрасывались на берег, теряя ориентацию из-за громких звуков военных гидролокаторов(сонаров).

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/obzh/ekologicheskaya-problema-shumovoe-zagryaznenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]