Экологические проблемы городов и роль общественных организаций в их решении
Доклад на круглом столе «Экология Екатеринбурга и Свердловской области. Проблемы и пути решения».
В настоящее время в городах проживает более половины населения Земли. Для большинства стран Европейского Союза этот показатель составляет около 70%, и, по оценкам, к 2030 г. может достичь 80%. В России численность городского населения превышает 72%, на Северо-западе страны, и в Центральном Федеральном округе достигает 90%, для Свердловской области этот показатель составляет 84%.
При этом современный город с его мощной социально-экономической и инженерно-технической инфраструктурой становится одним из главных виновников деградации окружающей среды. Города дают 80% всех выбросов в атмосферу и 3/4 глобального объёма загрязнений. Все города мира ежегодно производят до 3 млрд.
т твёрдых отходов, (для сравнения – ежегодно в мире выплавляется около 1,5 млрд т стали, производится примерно 2 млрд т зерна). При этом загрязняющее воздействие больших городских агломераций прослеживается на расстоянии 50-ти километров от них.
Соответственно, они изменяют естественную среду, формируя антропогенный ландшафт обширных территорий.
Основными источниками загрязнения городской среды являются автотранспорт, промышленные предприятия. Отдельная группа проблем связана с бытовыми и прочими отходами и их утилизацией. Так например в США в 2011 г.
было произведено около 250 млн. т бытовых отходов из них полной утилизации было подвергнуто 34,7 %, или около 87 млн т.
(В России по официальным данным ежегодно производится около 63 млн т – перерабатывается около 10%).
Традиционный подход к решению проблемы утилизации отходов ориентируется на уменьшение опасного влияния на окружающую среду путем изоляции свалок от грунтовых вод, очистки выбросов мусоросжигательных заводов, перекрытие полигонов для извлечения свалочных газов и т.д. Однако не все из технологий, применяемых в рамках этого подхода – можно считать экологически чистыми.
Современный взгляд на эту проблему, состоит в том, что гораздо проще контролировать то, что попадает на свалку, чем то, что попадает со свалки в окружающую среду. Основа подхода состоит в том, что бытовые отходы должны утилизироваться наиболее экономически и экологически приемлемыми способами. Фактически речь идёт об управлении отходами.
Система управления отходами выстраивается в развитых странах уже более 40 лет. Комплексное управление отходами начинается с изменения взгляда на то, чем являются бытовые отходы.
При этом отходы уже рассматриваются фактически как составная часть ресурсной базы экономики.
Особенно важно, что в рамках комплексного управления отходами предполагается, что населённый пункт, район или город выбирают подходы к решению проблемы использования отходов в зависимости от своих специфических условий, финансовых и других ресурсов.
Однако при определении целей программы по утилизации бытовых отходов и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определённой иерархии комплексного управления отходами.
Такая иерархия заложена в рамочную Директиву ЕС № 1993/13, в соответствии с которой: во-первых, должно предотвращаться образование отходов; во-вторых, они, по возможности, должны использоваться вторично; в-третьих, если повторное использование невозможно, необходим их рециклинг. Далее отходы должны использоваться для рекуперации энергии; и только в-пятых, если все указанные действия невозможны, отходы отправляются на захоронение. Следует отметить, что этот подход позволил ЕС достаточно быстро реструктурировать систему управления отходами.
Признанный лидер обращения с ними – Швеция. В стране сейчас 98,6% отходов поступают в переработку и на производство электроэнергии. В настоящее время в Швеции функционирует 31 завод по переработке отходов в тепловую и электроэнергию и 57 предприятий по рециклингу.
За счёт комплексного управления отходами, поступление мусора на полигоны за 15 лет снизилось до 1,4%. Объем энергии, полученной из отходов, вырос до 48,4%.
Попавшие на полигоны отходы – это, зола, полученная после пережигания мусора, переработанного в тепло и электричество.
Необходимо отметить, что использование отходов в качестве сырья позволяет частично решать проблему загрязнения окружающей среды при энергообеспечении городов. Более полно решить эту проблему удается за счёт развития альтернативной энергетики.
Лидером в данной области в настоящее время является КНР. Объем инвестиций Китая в альтернативную энергетику в 2012 г. составил 67,7 млрд долл. (рост по сравнению с 2011 г. на 20%) Для сравнения США в тот же период вложили в отрасль 44,2 млрд долл. Основная часть инвестиций направлена на развитие солнечной энергетики.
Значительная часть домов в городах Китая оборудованы солнечными батареями и солнечными коллекторами для подогрева воды.
Например, в среднем по китайским меркам городе (10 млн жителей), Баодин (провинция Хейбей, с сопоставимым с Екатеринбургом количеством солнечных часов в году), более 80% зданий имеют систему теплоснабжения, использующую солнечные коллекторы. В городе весьма сложно найти крыши зданий, на которых не установлены солнечные батареи.
Электроэнергию от солнечных панелей покупает город по 4 юаня за кВт*ч (около 20 рублей ) и продает потребителям в 10 раз дешевле. Проблемы с приемом электроэнергии в централизованную сеть безусловно были, но трудности были разрешены административно.
Основной игрок на рынке альтернативной энергетики КНР — государство. Развитие производства оборудования для альтернативной энергетики также происходит фактически на государственные деньги. Строительство фабрик и заводов в значительной степени велось на кредиты государственных банков.
Согласно плану на 12 пятилетку, к 2020 году доля альтернативных источников энергии в КНР должна будет составлять не менее 6% от мощности традиционных электростанций. В настоящее время этот показатель составляет около 1,5%. Общий размер инвестиций должен превысить 460 млрд долларов.
Еще одной важной проблемой всех крупных городов является серьезная автомобильная нагрузка и ее ежегодный рост. В ЕС количество автомобилей ежегодно растёт на 2-2,5%, для российских городов эти цифры выше.
В Москве это около 10-15% в год. Уровень автомобилизации в Екатеринбурге превышает столичный более чем на 10%. На начало 2013 г.
Москве и Санкт-Петербурге на 1 тысячу горожан приходилось 400 автомобилей в Екатеринбурге – свыше 450.
Решение проблемы снижения выбросов возможно за счёт реализации следующих задач: сокращение количества автомобилей на улицах, формирование городского автопарка более дружественного к окружающей среде, а также увеличение скорости движения на улицах и борьба с пробками.
Одним из наиболее эффективных методов решения этой проблемы является удорожание пользования личным транспортом, и стимулирование развития его экологичных вариантов.
Необходимо создать условия, при которых частные лица и компании будут финансово заинтересованы в использовании более энергоэффективного и чистого транспорта. В этом смысле интересен опыт Лондона, где начиная с 2008 г.
действует, очень вменяемая и последовательная программа ограничения въезда в город и «озеленения» парка автомобилей.
В центральной части города действует зона платного въезда для загрязняющих воздух транспортных средств. Плата за въезд в центр Лондона по будням с 7:00 до 18:00 составляет 10 фунтов. Штраф за неуплату 130 фунтов.
От уплаты сборов освобождены «зеленые» автомобили с двигателями внутреннего сгорания, при условии что они выбрасывают менее 75 г/км СО2 и соответствуют стандарту Евро5 или выше.
Также от платы освобождены все электромобили и гибриды.
В остальную часть Лондона и ближние пригороды могут въезжать автомобили соответствующие стандарту Евро4. Если транспортное средство не укладывается в нормативы по токсичности выхлопа, то можно заплатить штраф. Например, для небольших грузовиков он составит 100 фунтов в день.
Для автобуса или тяжелого грузовика 200 фунтов в день. В результате владельцы вынуждены либо заменить устаревшее транспортное средство, либо перевести его на газ, или установить специальный фильтр. Стоимость его установки от 1600 фунтов до 5000 фунтов в зависимости от марки и модели транспортного средства.
Обязательна так же ежегодная сертификация и обслуживание.
Как понятно из вышесказанного решение экологических проблем городов во многом осуществляется благодаря реализации государственных и региональных стратегий по охране окружающей среды и перехода к устойчивому развитию городов. Однако немаловажную роль играют общественные экологические организации.
Причём их значение за последние несколько десятилетий значительно возросло. Например в США, экологическая политика государства, в настоящее время во многом формируется с учётом деятельности общественных экологических организаций.
От прямой конфронтации и состязательных отношений с властями НПО перешли к плодотворному сотрудничеству с ними.
Функции общественных экологических организаций за рубежом в последние годы также видоизменились. Отмечается постепенный отход от демонстративных акций, в стиле Greenpeace. На наш взгляд, значительный потенциал сейчас имеют общественные экологические организации, занимающиеся научной и просветительской деятельностью.
Продуктивными также являются независимые организации ведущие экологический мониторинг и общественный экологический контроль.
На основании полученных от них данных у государственных органов появляется возможность более эффективно оценивать и прогнозировать изменения в состоянии окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
В России уровень развития гражданского общества остается достаточно низким. Население поддерживает общественные организации, в том числе и экологические, сдержанно.
Многие российские граждане просто не верят, что небольшие группы людей, объединившись в НПО, могут противостоять крупным финансовым или политическим интересам, оказывать влияние на решения властей.
Кроме того, инструменты, которыми используют НПО за рубежом, пока в новинку для российских государственных чиновников.
На наш взгляд, в связи с этим при реализации государственных экологических проектов всех уровней необходимо обязательное общественное участие, прежде всего в вопросах финансирования. Усиление роли общественных организаций также возможно за счёт создания наблюдательных советов экологических организаций, а также привлечение общественных экспертов при формировании государственных программ.
В заключение хотелось бы отметить, что безопасная окружающая среда в будущем во многом будет зависеть от того, сможем ли мы преобразовать города так, чтобы они стали центрами устойчивого развития и естественной частью экосистемы, а не ее антиподом. Это возможно только при плодотворном сотрудничестве властей и общественных организаций.
Источник: https://riss.ru/analitycs/4736/
Некоторые пути решения экологических проблем города
С одной стороны, нам необходимо защищать среду обитания и природу от натиска техногенных загрязнений во избежание полного уничтожения. С другой, – сам человек нуждается в защите, так как самая совершенная в мире человеческая природа тоже уже не выдерживает нагрузок.
Социально-экологическая защита городского населения должна состоять из комплекса мер правового, экономического, технологического характера, а также механизма реализации этих мер на всех уровнях.
Сегодня глобальная экологическая задача безопасного и устойчивого развития вынуждает городские власти решать проблемы очистки питьевой и сточной воды, утилизации бытового мусора и промышленных отходов, защиты воздушной среды от автомобильных выхлопов и сотни других, казалось бы, мелких, частных задач. Однако все вместе они складываются в общую систему борьбы за выживание, без которой наша цивилизация просто погибнет.
При этом охрана окружающей среды рассматривается не как отдельная изолированная область деятельности, а должна входить составной частью и интегрироваться во все другие виды деятельности (градостроительство, производство, потребление, коммерческая деятельность и т.д.).
В данном случае развитие экономики города должно вписываться в экологические возможности территории.
Обеспечение экологической безопасности города и его развитие может быть достигнуто только в гармоничном сочетании двух составляющих – “высокого качества окружающей среды и здоровой экономики”.
Определены некоторые направления по улучшению экологии города:
· снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
· предотвращение попадания тяжелых металлов в почву и водоемы;
· улучшение качества питьевой воды;
· ликвидацию производств, наиболее опасных для здоровья людей;
· озеленение города;
· совершенствование экономических механизмов природопользования;
· составление краткосрочных и долгосрочных прогнозов экологической обстановки в городе и здоровья населения.
С целью охраны здоровья населения, обеспечения экологической безопасности окружающей среды, сохранения генетического фонда и равновесия городских и природных экосистем, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов производится нормирование в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды и уровни воздействия (шум, вибрация, электромагнитные излучения и т.д.), а также методы их определения устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического надзора и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды на основе законодательства Российской Федерации.
Объектами нормирования качества окружающей среды являются атмосферный воздух, водные объекты, почвы, растительность и животный мир.
Взрослые пермяки, живущие рядом с крупными автомагистралями, чаще болеют хроническим бронхитом и пневмонией, а дети – хроническими болезнями миндалин и аденоидов, бронхиальной астмой. Автомобили в городе – основной источник шума.
В сочетании с химическими агентами он понижает иммунитет, способствует развитию гипертонии, ишемической болезни сердца и других заболеваний. К сожалению, уровень шума на основных магистралях нашего города высокий и достигает 78-88 ДБА.
Здоровье пермяков весьма слабое, болеют много и часто. В структуре заболеваний первое место занимают болезни органов кровообращения, сердечно-сосудистые патологии. Вторыми по частоте обращений взрослых занимают болезни органов дыхания: ОРЗ, гриппозные заболевания.
На третьем месте – стабильно болезни органов пищеварения.
У подростков ситуация немного другая: на первом – болезни органов дыхания, на втором – болезни нервной системы и органов чувств, на третьем – заболевания желудочно-кишечного тракта, в основном гастриты и дуодениты.
О чем говорит эта статистика? О том, что основные причины заболеваний кроются в нездоровом образе жизни, неправильном питании, недостатке двигательной активности, а также во вредном влиянии окружающей среды, социально-культурной обстановке в обществе. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что от организации здравоохранения здоровье человека зависит примерно на 15%. Все остальное – среда, общество, сам человек и его семья.
Всемирная организация здравоохранения рекомендовала направлять на нужды здравоохранения для поддержания его в рабочем состоянии не менее 5% от валового национального продукта (ВНП). В США тратят на эти цели 14% ВНП, или свыше 1 трлн.долл. В год, что превышает весь годовой бюджет России.
Наше государство направляет здравоохранению всего 2,3% от ВНП – этот показатель ниже, чем во всех странах Западной Европы, во всех странах бывшего социалистического лагеря и во всех странах СНГ. Реально же здравоохранение получает еще меньше – 80% от запланированного.
Это лишний раз демонстрирует приоритеты российской государственной политики.
Каждому пермяку, который “дозрел” до заботы о себе, нужно еще помочь: дать ему спортплощадку во дворе, бассейн в микрорайоне, экологически чистую и здоровую пищу, чистые воздух и воду, какие-то домашние средства и приборы контроля и диагностики, профилактики и т.д. и т.п. Городу нужна какая-то комплексная межотраслевая городская система оздоровления населения.
Амбулаторная, добольничная медицинская помощь, которая должна обеспечить обнаружение и своевременное лечение заболеваний и которая экономичнее, чем лечение в стационаре, используется явно недостаточно. В этом направлении нужны срочные комплексные меры.
Властям города необходимо совершенствовать нормативно-законодательное обеспечение, разработать экономические механизмы, провести нормирование вредных выбросов предприятий и автотранспорта.
Это должно способствовать улучшению неблагоприятной экологической обстановки в Перми и снижению уровня многих связанных с ней заболеваний.
В этом помогут и комплексные медико-социальные и экологические программы, которые вместе с радикальными мерами по улучшению экологии города станут залогом укрепления здоровья пермяков.
Источник: http://eco.bobrodobro.ru/1705
Экологические проблемы большого города
Город – территория, на которой сконцентрировано на относительно небольшой территории большое количество людей, промышленных предприятий и транспорта.
Мегаполисом называют очень крупную городскую агломерацию, включающую ранее слившиеся многочисленные жилые поселения, численностью более 1 млн. жителей.
За последние 50 лет доля городского населения возросла с 29 % до 49 %, то есть в городах сосредоточена почти половина населения планеты (в Северной Америке и России – 75 %, в Африке – 22 %).
Экология города – прежде всего экология человека, если рассматривать приоритеты биологических структур в их взаимодействии с окружающей средой.
Естественные биологоэкологические факторы (необходимая масса растений, живой почвы, воды) в большом городе присутствуют либо в большом дефиците, либо в той или иной мере деструктурированном, деградированном состоянии.
Столкновение между биологической природой человека и результатами его противоприродной деятельности в городе достигает наивысшей остроты. Город – очень плотная человеческая популяция в созданной ею самой искусственной среде.
Состав, разнообразие и напряженность экологических проблем города зависит от:
1) Масштаба города – площадь, состав и численность населения определяют напряженность транспортных потоков, количество личных и общественных автомобилей на улицах, объем бытового мусора, вывозимого на свалки или перерабатываемого на соответствующих предприятиях.
2) Природных условий территории – особенности климата (включая циркуляционные процессы в атмосфере – застойная (АлмаАта) или продуваемая (Новороссийск, СанктПетербург, Челябинск) территория; наличие или отсутствие крупных водных объектов, лесных массивов, внутри и по периферии города. Природные условия территории во многом определяют напряженность процессов нейтрализации антропогенных воздействий: темпы разубоживания и нейтрализации загрязнений, условия водоснабжения, энергетические затраты для обеспечения необходимого уровня комфорта, условия отдыха горожан.
3) Характера и масштабов производства – определяющих состав и масштабы выбросов загрязнителей в атмосферу, водные источники и почвы.
4) Особенности застройки – этажность, расположение относительно сторон света, плотность застройки и расположение относительно элементов рельефа.
5) Геоэкологическая ситуация – типы грунтов, особенности водного режима грунтов, наличие карстовых образований, и т.д.
6) Надежность, совершенство инженерных сетей и коммуникаций – водопровода и канализации, электросетей, связи.
7) Уровень культуры горожан – их отношение к городскому хозяйству, детским площадкам, зеленым насаждениям, пригородным лесам, паркам, газонам, скамейкам, подъездам и стенам домов.
Основные экологические проблемы, связанные с урбанизацией:
1) Отторжение территорий природных экосистем и потенциальных сельскохозяйственных угодий в пользу городской застройки, рекреационных пригородных парков и лесных массивов (буферных зон, ССЗ).
2) Город – «Поглотитель» энергетических ресурсов для: освещения территории, жилья; эксплуатации транспорта; теплового отопления в условиях холодного климата; кондиционирования воздуха в условиях жаркого и сухого климата; эксплуатации очистных сооружений, мусороперерабатывающих заводов.
3) Загрязнение атмосферы производственными и теплоэнергетическими объектами, транспортом.
4) Деградация водных объектов в результате изъятия воды для обеспечения нужд города, загрязнения через воздушную среду и сточными водами.
5) Деградация растительности.
6) Воздействие электромагнитных полей и излучений – «электронный смог», шумовое загрязнение.
7) Изменение микроклимата – «городской климат»: повышение температуры воздуха, повышенная сухость воздуха, «центростремительные» воздушные потоки при отсутствии ветров (загрязнения атмосферы с периферии переносятся в центр города).
8) Осложнение геоэкологических условий в процессе сооружения и эксплуатации зданий, сооружений, инженерных коммуникаций: повышение уровня грунтовых вод (реже – понижение), процессы суффозии и карстообразования.
9) Формирование городских (антропогенных) зооценозов (крысы, мыши, бродячие собаки и кошки, различные насекомые и пр.).
10) Осложнение санитарногигиенической и эпидемиологической обстановки, как следствие: концентрации людей, снижения иммунитета (за счет постоянного преодоления горожанами бактериологических и химических загрязнений в воздухе, воде и продуктах питания).
11) Возникновение и усиление социальной напряженности вследствие высокой концентрации населения, всегда неоднородного по социальным, этическим или религиозным (или другим) признакам.
Загрязнение городского воздуха.
Загрязнения атмосферы промышленностью составляют весьма неблагоприятный тандем с особенностями городского микроклимата.
Загрязненный теплый воздух поднимается вверх, охлаждается, растекается по краям города и возвращается обратно, таким образом в безветренную погоду центростремительные воздушные потоки несут загрязнители промышленных предприятий в центр города, даже от расположенных на окраинах города заводов.
Проблема утилизации ТБО.
ТБО – отходы сферы потребления, образуются в результате бытовой деятельности населения, состоят из изделий и материалов, непригодных для использования в быту. К ТБО не относятся – твердые отходы промышленности. К ТБО относятся отходы текущего ремонта квартир, отходы отопления жилых муниципальных учреждений, листва, мусор городских территорий.
Состав и объем ТБО меняется в зависимости от степени развитости страны, географического положения территории, времени года и других факторов.
В развитых странах основную долю ТБО составляют бумага и картон (около 40 %). Вторая категория – органические отходы, в том числе пищевые (в переходных и слаборазвитых странах занимают первое место).
Меньшую часть ТБО составляют металл, пластик, стекло, дерево, текстиль, резина, и др.
Традиционные способы устранения ТБО:
Складирование – самый распространенный способ, в Великобритании складируется 98 % ТБО, в странах СНГ – 95 %, в США – 82 %.
Складирование приводит к загрязнению окружающей среды, к изъятию больших территорий под свалки, к материальным затратам – на оборудование полигонов (защита и т.п.
) Полигоном отходов называют хранилище отходов с частичной или полной их переработкой.
Уничтожение, сжигание – в Японии сжигается 72 %, в Швейцарии – 80%. Недостатки сжигания ТБО:
а) при температуре сжигания меньше 900 °С образуется большое количество высокотоксичных веществ, попадающих в атмосферу;
б) до 30 % ТБО составляют вторичные твердые отходы, часто высокотоксичные, которые требуют дополнительных затрат на переработку и специального хранения;
в) потеря ценных материалов.
Переработка, утилизация. В Германии 42 % стеклотары и 44 % бумаги и картона получают за счет вторичного сырья. Основное положение эффективной утилизации ТБО – продукт становится мусором тогда, когда он смешивается в мусорной корзине с другими продуктами.
На решение проблемы переработки и утилизации большей части ТБО должны быть направлены усилия:
власти (на законодательном и экономическом уровне);
образования и просвещения.
общественности – особенно необходимы для предотвращения уничтожения ТБО методом сжигания на улицах (мусор, листья – после субботников) или неорганизованных свалках и бачках для сбора ТБО в городских дворах (образуется в том числе высокотоксичные соединения – диоксины, бензапирены и пр.)
Геоэкологические проблемы города зависят от природной обстановки (типа грунтов, режим подземных вод и т.д.), планировки, застройки, эксплуатации территории города и объектов.
Наиболее общая тенденция – изменение водного баланса между поверхностными, грунтовыми и глубокими подземными водами, повышение уровня грунтовых вод в результате снижения испарения в результате замены естественного почвенного покрова застроенными и асфальтированными территориями, протечки водопроводных и канализационных систем.
Следствие – подтапливание оснований и фундаментов зданий, снижение несущих способностей грунтов.
При активной эксплуатации подземных грунтовых вод развиваются процессы суффозии (вынос тонкозернистого материала) и карста (выщелачивание карбонатного материала – характерно, например, для северозапада Москвы).
Изменение теплового режима грунтов (промышленность, общее повышение температуры в городе в результате застройки, асфальтирования, коммуникаций), пригрузка поверхности, изъятие подземных вод из порового пространства горных пород и грунтов приводит к общему опусканию поверхности городов, к активизации местных, очаговых оползневых, солифлюкционных, карстовых процессов.
Загрязнение подземных вод происходит за счет инфильтрации с поверхности, протечек канализации, инфильтрации свалок бытового мусора.
Преобразование биосферной компоненты в условиях города.
В планировании городов России, экологических, санитарноэпидемиологических программах практически не учитывается преобразованная городом биосферная компонента, которая включает все виды зеленых насаждений, городские популяции животных – голуби, вороны, галки, водоплавающие птицы, крысы и мыши, одомашненные насекомые – комары, блохи, тараканы, клопы; микробиологическое и вирусное население жилых зданий и квартир. Экологические ниши, освободившиеся от представителей дикой природы, занимают одичавшие кошки и собаки, во многих городах Индии – священные коровы и обезьяны. Эти животные при эпидемиях бешенства или генетической агрессивности становятся опасными, особенно для детей.
Постоянными «лабораториями, производителями» микробов и вирусов являются городские помойки.
Неблагоприятная санитарноэпидемиологическая обстановка, жилищная и транспортная скученность населения, повышенная комфортность городской жизни и привычная гиподинамия, «лекарственное давление», нарушение биоритмов, шумовое, электромагнитное, химическое и другие загрязнения оказывают комплексное воздействие на адаптационные возможности человека, на его иммунологический статус, здоровье, их «биологическое качество».
Источник: http://soullife.info/kurs-lektsij-po-distsipline-ekologiya/305-jekologicheskie-problemy-bolshogo-goroda.html