Система управления отходами

Система управления отходами в России

Содержание

Заключение

Список литературы

Введение

Накопление отходов стало наиболее острой экономической, ресурсной и экологической проблемой.

Количество образующихся и перерабатываемых отходов является не только показателем его экономического потенциала, но также характеризует уровень развития общества.

Количество отходов на душу населения продолжает расти, в настоящее время мы уже наблюдаем загрязнение и захламление отходами всех сред и даже околоземного пространства.

Обратите внимание

Эта проблема требует немедленного решения. В частности, особого внимания требуют процессы, предшествующие образованию отходов, т.е. важно предусмотреть количество и пути утилизации образующихся отходов уже на стадии планировки любой производственной или хозяйственной деятельности.

Необходимо отдавать предпочтение легко утилизируемым материалам, создавать условия для вторичного использования сырья.

Коренное решение проблемы заключается в последовательном и поэтапном усовершенствовании системы управления отходами, которая включают в себя сбор, обработку, транспортировку отходов, выделение вторичных ресурсов, их переработку и утилизацию неиспользуемых отходов.

Системы обращения с отходами, направленные на максимально возможное их использование, оказывают комплексное влияние на хозяйство и экологическую ситуацию городов, позволяя получить экономический выигрыш и уменьшить ущерб населению, окружающей среде и природным ресурсам, связанный с вывозом, захоронением или утилизацией отходов.

На решение проблемы отходов во многих развитых странах в последние годы были направлены огромные материальные и финансовые ресурсы, приняты организационные меры на государственном и региональном уровнях, создана экономическая, нормативно-правовая и технологическая база.

Необходимо отметить, что в России проблеме отходов в последнее время уделяется больше внимания.

Однако работы в данном направлении идут более медленными темпами, чем хотелось бы, что связано, прежде всего, с кризисными явлениями в экономике и финансовым дефицитом.

Современное состояние обращения с отходами во многих регионах России может быть охарактеризовано сегодня как кризисное. Остро стоит проблема утилизации отходов и в Астраханской области.

Важно

Серьезное внимание необходимо уделить созданию и развитию региональных и муниципальных систем управления отходами, поскольку многие территории, города и другие населенные пункты Российской Федерации характеризуются значительными экономическими, социальными и экологическими ущербами из-за образования и вредного воздействия большого количества отходов.

Целью работы является

Для реализации это цели необходимо решение следующих задач:

Глава1. Опыт развитых стран в системе управления отходами

Проблема переработки отходов становится самой актуальной в современном мире. В связи с этим к 2010 г. в Европейских странах запланирован полный отказ от полигонального захоронения отходов. Развитые страны производят ¾ всех мировых отходов планеты (1/6 часть населения). Половина всех отходов производится в США, а политика этой страны превращает развивающиеся страны в производственные свалки.

Система управления отходами  в экономически развитых странах прошла следующие этапы развития:

  1.  Начало 70-х годов. Открытое размещение отходов на мелких свалках.
  2.  Конец 70-х годов. Строительство полигонов, представляющих собой инженерные сооружения с ведением мониторинга и утилизацией биогаза.
  3.  80-е годы. Развитие системы сбора полезных компонентов, становление рынка вторичного сырья.
  4.  90-е годы. Включение в систему переработки отходов механической сепарации с целью отделения органической составляющей и последующего его компостирования.
  5.  Современная схема переработки ТБО. Отбор вторичного сырья, отделение органики с целью компостирования и сухих фракций с целью сжигания, и захоронения остатков (10% от первоначального объема).

В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве заводов по сжиганию отходов уходит на плату за захоронение золы.

Например, во Франции в среднем на одного человека образуется около 1 кг отходов в сутки и они обеззараживаются следующим образом: захоронение – 51%; сжигание без рекуперации энергии – 11%; сжигание с рекуперацией – 27%; компостирование – 7%; повторное использование после сортировки – 4%.

В настоящее время существует тенденция увеличения стоимости сбора и обезвреживания отходов вследствие постоянного ужесточения законодательства, регламентирующего обращение с отходами. В соответствии с законодательством Франции ответственность за сбор и обезвреживание бытовых отходов возложено на муниципалитеты, а за обезвреживание промышленных отходов – на их производителей.

Во Франции в течение 20 лет осуществляется селективный сбор отходов. Собирается стекло, пластик, отработанные машинные масла и растительные отходы. В соответствии с существующими законами каждый департамент обязательно имеет план уничтожения отходов, который разрабатывается с привлечением компетентных организаций (государственных и частных).

За рубежом биогаз все чаще рассматривают как альтернативный источник энергии. В мировой практике добыча и утилизация биогаза началась уже с 70-х гг. Образование и использование биогаза может продолжаться в течение 20-25 лет после прекращения захоронения отходов на полигоне. В середине 70-х гг.

в разгар мирового энергетического кризиса на отходы стали смотреть как на дополнительный источник энергии. В США и Германии было посчитано, что вовлечение всех отходов в энергетическое использование покрыло бы энергетическое потребление этих стран на 2-3%. Невысокая эффективность энергетического использования несортированных отходов объясняется их низкой теплотворной способностью.

А главный недостаток прямого сжигания необработанных отходов связан с серьезной опасностью загрязнения атмосферы.

За рубежом нормируются наиболее опасные загрязнители: тяжелые металлы (суммарно и по отдельности – цинк, кадмий, свинец, медь, ртуть), органические вещества (дибензодиоксины, дибензофураны), а также хлористый и фтористый водород.

В то же время в нашей стране регламентировано содержание в составе отходящих газов от сжигания отходов содержание только четырех вредных компонентов: твердых частиц (пыли), оксидов серы, углерода и азота.

На зарубежных заводах для обеспечения норм реализуется двухстадийная очистка отходящих газов, а в России только 1 стадия очистки с помощью электрофильтров.

Совет

Кроме того за рубежом серьезное внимание уделяется мероприятиям по минимизации опасных выбросов с отходящими газами. В США, например, в 1991 г. вступил в силу закон, в соответствии с которым отходы запрещается сжигать без их предварительной сортировки. Результаты исследований показали, что выделение металлов из отходов перед их сжиганием на порядок снижает их содержание в отходящих газах.

Режим сжигания отходов не может быть произвольным и должен обеспечить разложение образующихся из некоторых пластмасс опасных веществ. Практика эксплуатации зарубежных заводов показывает, что эти вещества на 99,9% разлагаются при температуре от 900 до 1000 ℃, в то же время на наших заводах температура сжигания не превышает 800 ℃ (прежде всего из-за неподготовленности отходов к сжиганию).

Помимо сжигания в мировой практике нашли применение еще три метода переработки отходов (рис.1.):

Рис.1. Методы переработки отходов

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, свои оптимальные области применения, зависящие от состава отходов и региональных условий.

Многие инструменты государственной политики в области управления вторичными материальными ресурсами, практиковавшиеся в СССР, не утратили своей актуальности. Аналогичные формы управления сегодня используются или планируются к использованию в развитых странах мира.

Речь прежде всего идет о странах ЕС, где некоторые из этих инструментов стали применяться на практике уже в 1990-х — 2000-х годах не только на государственном, но и на межгосударственном уровне в качестве основополагающих для обеспечения охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Все развитые страны мира пришли к заключению о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора и переработки отходов и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на национальном уровне. В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы.

Все более широкие масштабы за рубежом принимает практика государственного нормирования уровня сбора и переработки наиболее распространенных видов отходов. Как правило, эта задача решается в рамках государственных (национальных) программ с выделением существенных финансовых ресурсов на эти цели.

Обратите внимание

В соответствии с Шестой программой действий ЕС в области окружающей среды, принятой в 2002 году, была поставлена задача снизить в странах ЕС к 2010 году количество захораниваемых отходов на 20% в сравнении с 2000 годом, а к 2020 году — на 50%.

В России же с 2005 года полностью отменена подпрограмма «Отходы» ФЦП «Экология и природные ресурсы», в рамках которой хотя бы отчасти решались некоторые проблемы переработки отходов.

Широкое распространение за рубежом получили методы экономического стимулирования сбора и переработки отходов с помощью целевого субсидирования, льготного кредитования и налогообложения, предоставления льгот по транспортным тарифам, ускоренного списания амортизационных отчислений, использования залогово-возвратных и других механизмов.

Значительное внимание в развитых странах уделяется внедрению системы ответственности производителей продукции (предпринимателей) за сбор и переработку своей продукции и ее упаковки после их использования; аналогом этого подхода в условиях административно-командной экономики СССР была «отраслевая ответственность».

С 1994 года «ответственность производителей» в странах ЕС (на межгосударственном уровне) была введена в отношении отходов упаковки, с 2003 года началось постепенное внедрение принципа ответственности в отношении выведенных из эксплуатации автотранспортных средств, с 2007 года — в отношении продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности.

Основные целевые установки по нормативам ответственности производителей продукции регламентируются следующими специальными директивами Парламента и Совета Европейского союза:

94/62/ЕС — упаковка и отходы упаковки,

2000/53/ЕС — транспортные средства, выведенные из эксплуатации,

2002/96/ЕС — отходы электротехнического и электронного оборудования.

В соответствии с целевыми установками этих директив (табл. 1) планируется последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов и постепенный отказ от практики их захоронения.

Таблица 1 

Целевые установки Парламента и Совета ЕС по уровню сбора и переработки продукции, в отношении которой установлена «ответственность производителя продукции»

Год введения нормы  Норма использования Норма рециклинга 
Упаковка 2001 50–65% 25–45%
2008 min 60% 55–80%
Автотранспортные средства (АТС) 2006 85% 80
2015 95% 85%
Старые АТС, выпуска до 1980 года 2006 75% 70%
Электрорадиотехника 2007 70-80% 50-70%

Таким образом, мировая тенденция сводится к трем основным направлениям решения проблемы отходов:

1 – создание принципиально новых и современных производственных технологий с целью резкого сокращения возможностей образования отходов;

2 – создание экономически и экологически приемлемых современных способов переработки отходов;

3 – разработка экономических способов использования отходов в качестве сырья.

С некоторой долей условности можно констатировать, что путь глубокого реформирования всей системы управления отходами, который выбрала Россия еще в конце 1980-х годов, в целом оказался верным.

Об этом свидетельствуют первые, хотя и достаточно скромные (по причине начавшейся перестройки хозяйственного механизма) успехи этой реформы, а также зарубежная практика, развивавшаяся в аналогичном направлении.

Читайте также:  Социальная экология - законы, задачи и цели социальной экологии кратко

Все это заставляет внимательно присмотреться к накопленному у нас и за рубежом опыту в этой области.

Глава 2. Система управления отходами в России

Важно

В России вопросы организации сбора и переработки отходов остаются фактически бесхозными, поскольку не входят в перечень полномочий ни одного из федеральных ведомств. Ростехнадзор, в соответствии со своим Положением, контролирует только негативное воздействие отходов на окружающую среду.

Органы местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов, не в состоянии решить эту задачу в отношении «нерентабельных» отходов, пока не будет реформирована система государственного регулирования в этой области.

Система управления отходами прошла пять этапов развития от открытого размещения на мелких свалках до современной схемы переработки с отбором вторичного сырья, отделением органики с целью компостирования и сухих фракций с целью сжигания и захоронением остатков. В странах Европы происходит уже переход на пятый этап, к 2010 г.

запланирован полный отказ от полигонального захоронения отходов. В России же только начался переход от первого этапа ко второму, т.е. к полигональному захоронению.

Выявление причин этого кризисного состояния убеждает в том, что современная организационно-экономическая схема менеджмента является не достаточно эффективной, она не способна обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, Россия обязана соблюдать установленные в странах ЕС требования по ответственности производителей при экспорте своей продукции в эти страны, и следовательно, российские экспортеры несут в связи с этим определенные затраты.

С другой стороны, Россия несет значительные финансовые потери от отсутствия правовых механизмов использования аналогичной ответственности зарубежных поставщиков продукции из стран ЕС для организации сбора и переработки их продукции после использования на территории России. В особой мере это актуально для сбора и переработки ввезенных в Россию автомобилей, аккумуляторов, автомобильных шин, мобильных телефонов и другой продукции электротехнической и радиоэлектронной промышленности, а также для поступающей с импортируемой продукцией упаковки.

Ежегодно на территории страны образуется более 90 млн. т различных отходов. Между тем, в настоящее время лишь несколько десятков видов отходов подлежат переработке и повторному использованию.

Совет

В связи с этим накопление отходов на территории Российской Федерации продолжает увеличиваться.

В отвалах, хранилищах, на полигонах, санкционированных и несанкционированных свалках накоплено огромное количество твердых отходов производства и потребления, причем под складирование занято более 250 тыс. гектар земельной площади.

При этом до настоящего времени в России, по большому счету, нет ни одного предприятия по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов, полностью отвечающего всем предъявляемым требованиям и, следовательно, практически все предприятия такого рода нельзя считать экологически безопасными.

Причинами накопления значительного количества промышленных отходов на территориях промплощадок, на свалках, в золоотвалах и др. явились:

– несовершенство технологических процессов промышленных предприятий;

– явный недостаток технологий по переработке отходов;

– низкое качество сырья;

– отсутствие системного подхода к проблеме утилизации отходов;

– неразвитость экономических механизмов управления отходами.

Результаты анализа существующих производств предприятий, например, Волжского бассейна свидетельствует о том, что в ближайшее время рассчитывать на обеспечение высокого уровня ресурсосбережения и их экологической безопасности не представляется возможным, прежде всего, из-за отсутствия или ограниченного числа аналогов малоотходных или безотходных технологических процессов и больших капитальных вложений, необходимых для их реализации.

В общем плане в России государственную политику в области обращения с отходами определяют четыре федеральных закона:

1. “Об охране окружающей среды” (от 10.01.02);

Источник: http://refleader.ru/jgeatyatyujgpol.html

Система управления отходами: как улучшить экологию?

К концу XX в. в мире возникло новое направление человеческой деятельности, которое получило название «Waste Management», или «управление отходами».

Термин «управление отходами» в сложившейся мировой практике обозначает организацию обращения с отходами с целью снижения их влияния на здоровье человека и состояние окружающей среды, а «обращение с отходами» определяется как «деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов».

Система управления отходами – это комплекс мероприятий по сбору, транспортировке, переработке, вторичному использованию или утилизации отходов и контролю всего процесса. Обычно понимаются отходы, являющиеся результатом человеческой деятельности.

Подобные меры необходимы для снижения вредоносного влияния отходов на здоровье человека, на окружающую среду, а также по эстетическим причинам. Благодаря этой системе появилась возможность вырабатывать сырье из отходов.

Она охватывает вещества твердой, жидкой, газообразной и радиоактивной консистенции с разработкой различных методов их утилизации и областей дальнейшего их применения.

Использование вторичного сырья позволяет решить ряд важнейших проблем:

  1. сохранение невосполнимых природных ресурсов;
  2. снижение капитальных и энергетических затрат;
  3. повышение степени извлечения ценных компонентов и увеличение ассортимента выпускаемой продукции;
  4. создание малоотходных производств;
  5. улучшение экологической обстановки.

Работа любого предприятия неизбежно влечет за собой образование отходов производства и потребления (ОПП) и создает проблему их размещения, утилизации или захоронения. По мере введения в эксплуатацию новых объектов будет соответственно увеличиваться и объём образования отходов.

В связи с вышеизложенным, становится актуальным вопрос о создании системы управления отходами, которая должна обеспечивать:

  • экологически обоснованное использование опасных отходов: принятие мер, для того чтобы здоровье человека и окружающая среда были защищены от отрицательного воздействия процесса переработки таких отходов;
  • охрану окружающей среды (при утилизации отходов) – систему мер, обеспечивающих отсутствие или сведение к минимуму риска нанесения ущерба окружающей среде и здоровью персонала, населения, проживающего в опасной близости к производству, где осуществляются процессы утилизации отходов;
  • безопасность при ликвидации отходов – отсутствие условий, которые могут причинить вред или вызвать смерть персонала, повреждение или потерю оборудования или другой собственности в процессе ликвидации отходов.

Первым законодательным документом в области управления отходами является Директива Европейского Союза 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г.в которой впервые были сформулированы и законодательно закреплены принципы обращения с отходами – так называемая Иерархия управления отходами (рис.).

Рис. Иерархия управления отходами

Принципы Иерархии управления отходами закреплены на Международной конференции по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г.на которой совершенствование системы управления отходами было признано главной проблемой в области охраны окружающей среды.

Законодательно закрепленная в рамках вначале европейского, а потом и международного права, Иерархия управления отходами послужила толчком к возникновению и бурному развитию новой отрасли – отрасли управления отходами, называемой отраслью XXI в.

, которая привела к перевороту в области обращения со всеми видами антропогенных отходов.

Необходимость организации управления отходами возникла вследствие конфликта между производственной деятельностью человека и окружающей природной средой, приведшего к нарушению устойчивости биосферы.

 Поэтому возникновение этого направления деятельности человека не случайно и может быть рассмотрено как следствие естественной эволюции биосферы на пути ее перехода на новый этап развития – ноосферу, предполагающий разумное регулирование отношений между человеком и природой.

Обратите внимание

В своем выступлении на 1-ом Казахстанском конгрессе по минеральным ресурсам и металлам Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул, что:

«Первостепенной задачей, стоящей перед Казахстаном, является переход экономики от сырьевой к перерабатывающей промышленности и далее к более высоким переделам.

Одним из главных принципов сегодняшней стадии развития становится постулат, что достижение результата не должно сопровождаться экстенсивным ростом добычи сырья. Для этого необходимо стремиться к комплексному использованию минерального сырья.

Разведанных месторождений с богатым содержанием полезных ископаемых становится всё меньше, поэтому надо сосредоточиться на разработке технологий по их обогащению. Кроме того, в стране более 20 млд т техногенных отходов горно-металлургического комплекса. Их необходимо рассматривать как самостоятельную сырьевую базу металлургии» (Астана, 30.06.2010 г.).

Если говорить не только о горно-металлургическом комплексе, а об общих техногенных минеральных образованиях, то их в Казахстане уже более 34 млд т (в том числе 230 млд т радиоактивных) и каждый год к ним добавляется по 400 млд т. В странах Евросоюза перерабатывают до 80 % промышленных отходов, в Японии – не только свои, но и отходы, привезенные из других стран, в нашей республике не более 10 %.

Ежегодное количество образуемых отходов в развитых странах составляет до 15 т на человека в год, в странах с сырьевой экономикой эта цифра увеличивается до 100 т, в Казахстане составляет около 60 т.

Безусловно, в нашей республике существует проблема управления отходами, можно даже сказать, что в Казахстане нет системы управления отходами, а без нее существование отдельных заводов по переработке отходов, появление новых инновационных технологий абсолютно неэффективно.

 К полигонам, куда свозятся отходы из городов и сел, зачастую невозможно приблизиться без защитных масок или противогазов. Нередко случаются взрывы метана, в частности на старом полигоне в Астане это произошло за последние годы, как минимум, дважды.

В Алматы функционирует завод по переработке отходов, но он охватывает лишь 10 процентов мусора, производимого мегаполисом. Полигоны и свалки занимают тысячи гектаров земли. Кроме отчуждения значительных площадей, свалки загрязняют окружающую среду токсичными элементами, представляют эпидемиологическую опасность.

Не менее 80 % этих объектов не отвечают санитарно-гигиеническим нормам. Наряду с экологическим, существует и экономический аспект проблемы, так как значительная часть отходов может быть использована в качестве вторсырья.

Для уменьшения количества отходов, поступающих на полигоны, необходимы разработка и реализация законодательного, организационного, технического, финансового и информационного обеспечения. В связи с разбросанностью сведений, отсутствием специализированных источников доступ к информации в сфере управления отходами затруднен. Объекты размещения отходов во многих регионах Казахстана, как правило, не соответствуют

требованиям Экологического Кодекса РК. Зачастую их трудно назвать полигонами, так как они не узаконены.

Система управления отходами должна быть разработана на основании Экологического кодекса РК, Постановления Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2007 года № 919

«Об утверждении Правил управления бесхозяйными опасными отходами», Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2007 года № 591 «Об утверждении Правил формирования ликвидационных фондов полигонов размещения отходов» и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами.

Создание системы управления отходами имеет следующие цели:

  • уменьшение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду в соответствии с требованиями Экологического кодекса РК;
  • систематизацию процессов образования, удаления и обезвреживания всех видов отходов в соответствии с действующими нормативными документами РК.
Читайте также:  Утилизация и переработка мазута, гудрона, битума

Система управления предусматривает девять этапов технологического цикла отходов:

  1. этап – появление отходов, происходящее в технологических и эксплуатационных процессах, а также от объектов в период их ликвидации;
  2. этап – сбор и (или) накопление отходов, которые должны проводиться в установленных местах на территории владельца или другой санкционированной территории;
  3. этап – идентификация отходов, которая может быть визуальной и (или) инструментальной по признакам, параметрам, показателям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода его описанию;
  4. этап – сортировка, разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;
  5. этап – паспортизация. Паспорт опасных отходов составляется и утверждается физическими и юридическими лицами, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы;
  6. этап – упаковка отходов, которая состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетированием, брикетированием с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период их сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке опасных отходов;
  7. этап – складирование и транспортирование отходов. Складирование должно осуществляться в установленных (санкционированных) местах, где отходы собираются в специальные контейнеры. Транспортировку отходов следует производить в специально оборудованном транспорте, исключающем возможность потерь по пути следования и загрязнения окружающей среды, а также обеспечивающем удобства при перегрузке;
  8. этап – хранение отходов. В зависимости от вида отходов хранение может быть открытым способом, под навесом, в контейнерах, шахтах или других санкционированных местах;
  9. этап – утилизация отходов. На первом подэтапе утилизации может быть произведена переработка бракованных или вышедших из употребления изделий, их составных частей и отходов от них путем разборки (разукрупнения), переплавки, использования других технологий с обеспечением рециркуляции (восстановления) органической и неорганической составляющих, металлов и металлосоединений для повторного применения в народном хозяйстве, а также с ликвидацией вновь образующихся отходов. Вторым подэтапом технологического цикла ликвидации опасных и других отходов является их безопасное размещение на соответствующих полигонах или уничтожение.

Республика Казахстан находится на пути оптимального изыскания путей управления отходами. Сегодня в этот сектор привлекаются значительные инвестиции. В настоящее время на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан поступил инициированный депутатами Парламента проект Закона Республики Казахстан “Об отходах”.

Накопление отходов производства и потребления является одной из основных угроз экологической безопасности страны.

Одними из основных причин возникновения отходов являются: нерациональное хозяйствование; отсутствие экономических стимулов для разработки исторических и вновь образованных отходов, а также устаревшая нормативная база и отсутствие специального закона, регулирующего отношения в области обращения с отходами.

Инициаторы законопроекта считают, что решить проблему обращения и управления отходами путем внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан “Об охране окружающей среды” невозможно. В законопроекте “Об отходах” предлагаются основные пути решения вопросов обращения с отходами с учетом международного опыта с соблюдением следующих основных принципов.

Первое – законодательное закрепление ответственности по обращению с отходами за владельцами (собственниками) отходов.

 Второе -предотвращение образования отходов (уменьшая их количество и вредность, используя замкнутый цикл производства).

Третье – утилизация отходов до полного извлечения полезных свойств веществ (повторное использование сырья). Четвертое – безопасное размещение отходов. Пятое – приоритет утилизации над их размещением.

Шестое – исключение из хозяйственного оборота неутилизируемых отходов (опасных, токсичных, радиоактивных). Седьмое – размещение отходов без причинения вреда здоровью населения и нанесения ущерба окружающей среде. Восьмое – удаление отходов за счет средств производителя.

В проекте предусматривается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами. В связи с этим инициаторами проекта закона вносится дополнение в пункт 1 статьи

9 Закона Республики Казахстан “О лицензировании”, предусматривающее лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами.

Закон “Об отходах” разработан с учетом международного опыта развитых европейских государств, в частности Германии, Эстонии и других, а также с учетом рекомендаций парламентских слушаний.

Четвертая глава законопроекта «Управление отходами» предусматривает содержание программы управления отходами, республиканскую, областные, городские и районные программы управления, а также ежегодные программы управления владельцев отходами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы. Хранение, утилизация, переработка. М., «Гранд», 2002.
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. 3.Официальный сайт Президента РК Н.А. Назарбаева http://www.akorda.kz/. Выступление Президента РК на первом Казахстанском конгрессе по минеральным ресурсам и металлургии. 30.06.2010, Астана.
  4. Волынкина Е.П. «Система управления отходами как часть системы управления техноэкосистемой» (ГОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет) krorea.kuzstu.ru /Documents2/I/Volinkina2.doc.
  5. www.kap.kz/kap/?q=node/25. К проекту Закона Республики Казахстан “Об отходах”

Фамилия автора: Г.Д. Гусейнова

Источник: https://articlekz.com/article/22085

Система управления отходами

Новый взгляд на отходы животноводства (+ видео)

Отходы промышленного животноводства сегодня стали одной из серьезных проблем не только для руководителей предприятий, но и для всей биосистемы в целом. Ведь при неправильном использовании и утилизации они способны вызвать загрязнение окружающей среды, отравить воду и почву и нанести намного больше вреда, чем можно было бы себе представить.

По данным В. Лысенко (ВНИТИП) птицефабрика на 400 тыс несушек получает в год такое количество помета, что при разложении его выделяется около 700 т биогаза, в том числе 450 т метана (65%), 208 т углекислого газа (30%), 35 т водорода, индола, скатола, сероводорода, аммиака и других соединений (5%). Ущерб экосистеме от такого выброса оценивается в 440 млн руб.

Программа управления отходами

Управление отходами животноводства – необходимый элемент существования нашего социума. От того, насколько качественно выполнена эта работа, зависит чистота окружающей среды.

Вода, почва, воздух, пищевые ресурсы – их экологическая чистота очень сильно зависит от уровня переработки отходов производства, организованного человеком. И если раньше загрязнение окружающей среды не было настолько критично, то сейчас, с ростом промышленности (в том числе и животноводческой), проблема становится все более актуальной.

Сельскохозяйственное производство и конкретно животноводческая отрасль, производят очень много биологических отходов, распределение и утилизацию которых необходимо регулировать.

Отходы животноводства – это очень широкое понятие. Оно включают в себя отходы жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, сточные воды после операций по дезинфекции и очистке помещений, а также разнообразные пестициды и ветеринарные препараты, которые также необходимо где-то хранить, правильно использовать и грамотно утилизировать.


Использование органических удобрений

Последние несколько десятилетий характер сельскохозяйственного производства существенно изменился. Чтобы соответствовать возросшим запросам потребителей, размеры стад животных пришлось значительно увеличить.

Сегодня в отрасли используется огромное количество разнообразного оборудования и широкий спектр добавок для увеличения продуктивности животных.

А это неизбежно ведет к повышению уровня загрязнения отрасли токсическими веществами как природного так и неорганического происхождения.

Еще не так давно, коров с небольшими надоями держали в хозяйствах в качестве источников получения навоза. Тогда концентрация скота на единицу земельных угодий была очень низкой, поэтому весь навоз складировали неподалеку от фермы и позже вывозили на поля.

Сегодня внесение органики в почву становится более затратным. Во-первых, количество животных, а, следовательно, и навоза, сейчас значительно выше. Необходимости заделывать все, что производят коровы, в землю просто нет.

К тому же, перевозка тяжелых органических удобрений требует огромных средств, а их чрезмерное применение ведет к накоплению нитратов, меди и цинка в зерне, траве и водных источниках.

В связи с этим в некоторых штатах США, например, запретили применение птичьего помета в качестве удобрения.

Отходы в корм

Около 40% питательных веществ из корма животными не переваривается. Именно поэтому ученые периодически создают новые методы использования отходов животноводства для кормления животных и птицы.

Если птичий помет обеззаразить при высокой температуре, удалить из него семена сорняков, пух и перо, полученный продукт будет содержать 20-30% сырого протеина.

В Англии птичий помет ферментируют, обрабатывают муравьиной кислотой и с добавками мелассы, после чего скармливают бычкам.

В США навоз применяют для приготовления специальных силосов: вестлажа и навосажа. Делают следующие смеси:

1.    57% коровьего навоза и43% сена;

2.    42% дробленой кукурузы, 12% кукурузного силоса и 40% свиного навоза;

3.    40% навоза крупного рогатого скота, 12% сенной резки и 12% дробленой кукурузы.

В Молдавии свиной навоз влажностью 80-85% подвергают кислотному гидролизу. Твердая фракция (лигнин) идет на удобрение, а жидкая – для получения кормовых дрожжей. Несмотря на то, что сама технология культивирования не очень сложна, очистка культуральной жидкости от хлоридов и сульфатов требует больших денежных затрат и дорогостоящего оборудования, поэтому не слишком рентабельна.

А вот в Канаде практикуется другая технология приготовления корма из отходов. Навоз смешивают с соломой, а  затем засевают спорами грибов. На выходе получается высокобелковый корм, пригодный в пищу как для жвачных, так и для других видов сельскохозяйственных животных. Чтобы уменьшить выделение азота и фосфора, применяют ферменты, повышающие переваримость и усвоение питательных веществ.


Вермикультура

Для переработки отходов животноводства можно использовать червей. Подобная практика получила широкое распространение в США, Канаде, Англии, Японии, Италии и России. Чаще всего используется калифорнийский червь или виды его селекции. При этом преследуется три цели: утилизация отходов, получение кормового белка и повышение плодородия почвы.

Биомасса червей – прекрасный белковый корм для птицы и свиней, сейчас ученые разрабатывают технологии использования вермикультуры в качестве источника для приготовления микробиологических сред. А некоторые ученые Китая и Японии считают биомассу червей пригодной для питания людей.

Переработка и утилизация отходов животноводства

Производителям животноводческой продукции необходима помощь в организации и обслуживании фермы для  грамотной переработки и утилизации отходов. Методики управления отходами на протяжение многих лет разрабатываются правительствами всех развитых стран в сотрудничестве с учеными-исследователями и практиками всего мира.

Интересно:

В Европе даже существует специальный справочник «Настольная книга по управлению отходами животноводческих предприятий», представляющий собой руководство по планированию, размещению и управлению.

Книга может помочь профессионалам на этапе планирования животноводческого комплекса создать комплексную схему, в которую сразу же будут заложены все необходимые системы по удалению отходов жизнедеятельности и их переработке.

Читайте также:  Паспорт для опасных отходов

Программа управления отходами – это инструмент планирования, учитывающий рацион питания животных, обустройство их жизненного пространства, систему очистных сооружений на предприятии и многое другое. На первоначальном этапе, если учтены все параметры животноводческого комплекса, можно грамотно обеспечить удаление навоза, его утилизацию, хранение или необходимую переработку.

О переработке отходов животноводства с помощью биогазовой установки, читаем здесь

©

Источник: https://www.AgroXXI.ru/zhivotnovodstvo/tehnologi/sistema-upravlenija-othodami.html

Основные положения системы управления отходами в городах и населённый пунктах

Исторически сложилось, что «на виду» всегда были жидкие и газообразные отходы (промышленные загрязнения воды и возду­ха) и их в первую очередь контролировали и регулировали, в то время как твердые отходы всегда можно было увезти подальше или закопать, т. е.

попросту убрать тем или иным способом. В при­брежных городах отходы довольно часто сбрасывали в море.

Эко­логические последствия такого захоронения мусора — через заг­рязнение подземных вод и почв — проявлялись иногда через не­сколько лет или даже несколько десятков лет и были от этого не менее разрушительны.

Поэтому городские власти вынуждены были создавать системы управления отходами для того, чтобы избежать неконтролируемо­го распространения их или предотвратить неконтролируемую эмиссию отходов в окружающую среду. Любая система управле­ния отходами состоит из трех систем: сбора отходов, транспортировки и переработки (утилизация отходов).

Система сбора отходов предполагает наличие мест сбора быто­вых отходов. В России это, как правило, контейнерные площадки с контейнерами вместимостью 0,75…0,8 м3 и мусоропроводы в мно­гоэтажных домах, откуда отходы поступают в такие же контейнеры, размещаемые в мусороприемных отсеках.

В странах Западной Европы активно внедряют систему раздель­ного или селективного сбора отходов, при которой само население сортирует отходы и в отдельные контейнеры собирает стекло, бума­гу и картон, а также и другие отходы. В некоторых странах отходы собирают в мешки из специального пластика, который через полго­да разрушается, не загрязняя окружающую среду.

Важно

Система транспортировки заключается в вывозе собранных от­ходов специально оборудованными автомобилями к местам пере­работки и захоронения.

Система переработки отходов состоит из сооружений, в которых отходы либо хранят, либо перерабатывают с целью их нейтрализа­ции, уменьшения занимаемого ими объема. Большую часть отходов в Европе, Америке, России вывозят на свалки и полигоны.

Часть от­ходов сжигают, органические отходы в некоторых странах перера­батывают в так называемый компост (табл. 2.1), часть используют как вторичное сырье.

Для создания системы управления отходами вначале разрабаты­вают концепцию управления отходами, называемую чаще схемой санитарной очистки городов от бытовых и промышленных отходов.

Схема санитарной очистки, как правило, включает четыре этапа: анализ существующего положения в системе управления отходами; разработку системы организационных мероприятий; разработку технических решений по утилизации отходов; разработку схемы финансирования на создание и эксплуатацию системы управления отходами в целом.

При разработке схемы санитарной очистки необходимо учиты­вать ряд взаимосвязанных аспектов проблемы управления бытовы­ми отходами: непрерывный рост объемов ТБО как в абсолютном значении, так и на душу населения; изменение морфологического состава ТБО и непрерывное усложнение его за счет поступления экологически опасных компонентов; негативное отношение насе­ления к традиционным методам захоронения мусора на свалках; ужесточение законодательной базы обращения с отходами, прини­маемой на всех уровнях государственной власти; развитие новых технологий утилизации отходов, включая современные системы разделения, мусоросжигание, компостирование, создание совре­менных санитарных полигонов по обезвреживанию и захоронению отходов; усложнение системы управления и резкий рост цен утили­зации отходов.На первом этапе разработки схемы санитарной очистки уточня­ют морфологический состав различных отходов, проводят анализ сложившейся системы управления отходами, определяют ее досто­инства и недостатки, выявляют источники финансирования, оце­нивают правовую основу функционирования всей системы.

Существующее положение в системе управления отходами обычно оценивают по трем основным направлениям (финансово­му, организационному и социальному) развития рассматриваемого региона. Обобщенная схема анализа современного состояния сис­темы управления отходами представлена на рисунке 2.1.

Положи­тельное состояние дел в финансовой, организационной и социаль­ной сферах способствует достижению позитивного положения на всех этапах обращения с отходами.

При отрицательном состоянии во всех этих сферах или их части возможно только негативное обра­щение с отходами, часто наносящее экологический ущерб окружа­ющей среде, на ликвидацию последствий которого в перспективе потребуются значительные дополнительные финансовые влива­ния.

Например, высокие тарифы на прием отходов для захоронения на полигонах в Подмосковье в 90-х годах способствовали образова­нию так называемых несанкционированных свалок. Разность объе­мов ТБО, образующихся в Московской области, и объемов ТБО, вывезенных на полигоны, указывает на образование несанкциони­рованных свалок (рис. 2.2).

Совет

Успех реализации системы управления отходами во многом так­же зависит от совмещения интересов органов власти, охраны при­роды и населения (рис. 2.3).

На втором этапе разработки схемы санитарной очистки анализи­руют нормативно-правовые документы, применяемые в городе, оп­ределяют направления и размеры их корректировки с учетом конк­ретных экономических условий данного города или населенного пункта.

Разрабатывают схему документооборота, определяют сте­пень централизации для системы в целом и для каждого ее звена, со­вершенствуют схему организации работ. Затем определяют функции каждой организации, задействованной в системе управления отхода­ми, ее место и взаимоподчиненность.

Разрабатывают регламент об­мена данными между организациями системы управления. Струк­турная схема управления отходами в Москве показана на рисунке 2.4.

Третий этап включает технические аспекты создания системы управления отходами.

Это анализ и сравнение технологий сбора, транспортировки и переработки отходов по экономическим и эко­логическим критериям, по результатам которых выбирают наибо­лее подходящие для каждого конкретного случая технические ре­шения. Немаловажное значение при этом имеют выбор мест для размещения объектов санитарной очистки, разработка маршрутов и график движения транспорта.

По результатам второго и третьего этапов разработки схе­мы составляют примерную сме­ту расходов и план мероприятий по реализации системы управ­ления отходами.Четвертый этап включает рассмотрение возможности фи­нансирования системы управ­ления отходами.

Современные эффективные методы санитар­ной очистки, включающие при­менение современных мусоро­возов, строительство мусоропе- регрузочных станций, оснаще­ние заводов высокоэффективными системами сжигания и газо­очистки, а также обустройство полигонов, требуют значительных материальных затрат.

В то же время ни один город России не имеет сбалансированного бюджета на управление отходами. Отсутству­ют финансовые средства для капиталовложений.

Обратите внимание

Поэтому для ус­пешной реализации разрабатываемой системы управления отхо­дами санитарную очистку финансируют из нескольких источни­ков, включающих: городской бюджет, финансирование за счет пользователей, коммерческие кредиты банков и межгосудар­ственные кредиты.

На завершающем этапе анализируют возможности каждого из перечисленных источников финансирования, выбирая наиболее перспективные, определяют тарифную политику городских вла­стей.

Схему санитарной очистки нельзя разработать раз и навсегда для всей России.

Ее разрабатывают и уточняют в среднем один раз в 5 лет для каждого города или региона России с учетом гео­графического положения, экономического и социального состо­яния.

Разработанную схему предварительно рецензируют, утверждают (правительство региона или администрация города) и затем реали­зуют в соответствии с разработанным планом.

До настоящего времени практически во всех промышленно раз­витых странах мира подавлящее количество образующихся ТБО продолжают вывозить на свалки и полигоны (см. табл. 2.1). Склади­рование ТБО на полигонах требует отчуждения больших земельных площадей и сопряжено с высокими транспортными затратами.

При захоронении теряются ценные компоненты, входящие в состав от­ходов, и возникает опасность ухудшения экологического состояния окружающей среды. В местах складирования отходов создаются ус­ловия, способствующие распространению инфекций и возникно­вению пожаров.

Схема негативного воздействия свалок на окружа­ющую среду приведена на рисунке 2.5.

Поэтому для решения проблем с отходами в мировой практике их направляют на промышленную переработку.

Применяют следу­ющие методы промышленной переработки ТБО: термическая обработка (в основном сжигание); биотермическое аэробное компос­тирование (с получением удобрения или биотоплива); анаэробная ферментация (с получением биогаза); сортировка с получением ценных компонентов для их вторичного использования; комплекс­ная переработка (с получением продукции из вторичного сырья и энергии).

Важно

Термическая обработка ТБО (в основном сжигание) — наиболее распространенный и технически отработанный метод их промыш­ленной переработки. В европейских странах сжигают около 25 % объема образующихся городских отходов.

Преимущества этого ме­тода: уменьшение объема отходов до 10 раз, возможность рекупера­ции образующегося тепла и снижение риска загрязнения отходами грунтовых вод и почвы.

Недостатки: опасность загрязнения атмос­ферного воздуха, уничтожение ценных компонентов, высокий про­цент выхода золы и шлаков, низкая эффективность восстановления черных металлов из шлаков, а также сложность стабилизации само­го процесса сжигания.

Биотермическое анаэробное компостирование (биохимический процесс разложения органической части ТБО микроорганизма­ми) — второй по распространенности промышленный метод пере­работки ТБО. В СНГ в 1971 — 1994 гг. было построено 9 компостных заводов, на которых исходные ТБО компостировали без предвари­тельной сортировки (кроме С.

-Петербурга), в результате получае­мый компост, как правило, не имел товарного вида, был низкого качества, загрязнен тяжелыми металлами и реализовывали его с большим трудом.Анаэробная ферментация с получением биогаза, образующегося при разложении органической части отходов, — третий метод про­мышленной переработки ТБО.

Так, в США имеется более 100 ус­тановок по получению метана непосредственно на свалках, а в Германии и Японии биогаз получают из органической части ТБО, выделяемой на специальных заводах. Анаэробную ферментацию применяют в тех случаях, когда имеется практическая потреб­ность в биогазе.

Процессы сортировки ТБО с получением ценных компонентов для их вторичного использования применяют с середины 60-х го­дов, и в настоящее время в различных странах работает несколько сотен мусоросортировочных установок.Сортировка как самостоятельная операция не решает задачу са­нитарной очистки города и не является методом оптимальной пе­реработки ТБО, так как выделяемые компоненты, за исключением металлов, реализовать трудно, поэтому необходимо создание спе­циальных производств по их переработке.

По мнению специалистов, современным экологическим и эко­номическим требованиям наиболее соответствует технология комплексной переработки ТБО, сочетающая комбинацию про­цессов сортировки, термической и биологической обработки их.

Объединяющим процессом при этом является сортировка, изме­няющая качественный и количественный состав ТБО, что почти вдвое сокращает объем отходов, направляемых на сжигание и ком­постирование, ускоряет процесс компостирования и улучшает его качество, стабилизирует термические процессы и сокращает выб­росы вредных веществ с отходящими газами. Экономические по­казатели различных технологий переработки ТБО приведены в таблице 2.2.

Совет

Схема управления ТБО в Нидерландах, основанная на комплек­сной переработке их (сортировка, термо- и биотермическая обра­ботка, захоронение минимального количества неутилизируемой части перерабатываемых отходов) приведена на рисунке 2.6.

Статья продвинута программой Rich Key.

Источник: https://clean-future.ru/info-osnovnye-polojeniya-sistemy-upravleniya-othodami-v-gorodah-i-naselennyi-punktah.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector