Экологические проблемы развивающихся стран Азии
В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает около 950 миллионов людей, живущих за чертой бедности. Большую часть своего дохода они тратят на основные продовольственные товары, а рост цен на продукты питания делает их еще беднее.
Для решения проблем голода, недоедания, нищеты, бедности и продовольственной безопасности необходим сильный и устойчивый импульс роста.
Развивающимся государствам Южной, Юго-восточной и Центральной Азии не обойтись без комплексных экономических реформ, направленных на повышение производительности труда, прежде всего, в сельскохозяйственном секторе, укрепление государственных институтов, совершенствование хозяйственного управления, повышение финансовой интеграции и создание системы социальной защиты для наиболее уязвимых слоев населения. В процессе реализации стратегии массированного роста серьезно повышается техногенная нагрузка на окружающую среду.
Очевидно, что в условиях быстрого роста населения и экономического роста азиатский регион стал средоточием социальных и экологических проблем, таким, например, как перенаселение городов, масштабное загрязнение воздуха и воды, снижение объемов пригодной питьевой воды, чрезмерный вылов рыбы и вырубка лесов.
Особенно ярко названные проблемы проявляются в Индии и Китае, как самых быстрорастущих экономиках современного мира.
Социальные издержки в части состояния здоровья, экономической эффективности и инфраструктуры жизнеобеспечения растут, в том время, как затраты на долгосрочные проекты реабилитации ущерба, наносимого окружающей среде, остаются унизительно ничтожными.
Мало внимания уделяется и рационализации природопользования, особенно, в отношении невозобновляемых ресурсов. Экономическая политика в ряде случаев способствует росту в одних секторах, за счет игнорирования интересов и потребностей других. Неконтролируемые перекосы процессов роста, провоцирующие экологический кризис, способны привести и к экономическому спаду.
Урбанистические эксцессы
Политика ускоренного индустриального роста способствовала массовой миграции населения из деревни в город, соответственно, оттоку рабочей силы из сельского хозяйства – в промышленность.
В XXI веке урбанизация населения Азии наращивает свои темпы, усугубляя проблемы городской скученности и увеличивая риски социальных, политических, религиозных конфликтов: с 27% от общего числа населения (или 0.
Млрд человек) в 1980 году население городов выросло уже до 38% (или 1,4 млрд человек) в 2000-м, и увеличится еще до 50% (что будет соответствовать 2,3 млрд человек) в 2020 году.
В городах наиболее распространенными являются экологические проблемы выхлопных газов пассажирского и технологического транспорта, атмосферных и водных выбросов промышленных предприятий, отходов человеческой жизнедеятельности. Ситуация усугубляется еще и тем, что правительства ряда азиатских стран косвенно стимулируются миграцию в города, поддерживая низкий уровень цен на продукты питания, что существенно снижает доходы аграриев и делая их труд малоприбыльным.
Примерно 30% городских жителей ютятся в крайне переполненных трущобах и скваттерных поселениях. Многие из них не имеют образования и работы, страдают недоеданием и различными заболеваниями.
Условия их жизни только ухудшаются в виду прироста населения и концентрации в локальных зонах, перенасыщенностью транспортом, низкими санитарными условиями проживания и ограниченностью доступа к медицинским услугам.
Одним из путей снижения эксцессов урбанизации является перенаправление потоков трудовой миграции из мегаполисов в пригороды и близлежащие сельские районы.
Это потребует значительных инвестиций в инфраструктуру и перераспределения ресурсов управления территориями.
Индия и Китай активно заняты разработкой инновационных методов развития пригородов, малых городов и так называемых интеллектуальных городов в слаборазвитых районах.
Источник: http://ru.PlanetaryProject.com/global_problems/eco/analytics/ekologicheskie-problemy-razvivayushchikhsya-stran-azii
Китай разлюбили
Китайцы претендуют почти на всю акваторию Южно-Китайского моря, утверждая, что он использует эту акваторию и находящиеся там острова уже 2000 лет. И, что самое важное, подкрепляет эти претензии силой оружия. Пекин разместил гарнизоны и инфраструктуру на ряде островов, а также стал строить насыпные острова (дабы вся акватория вокруг них тоже считалась китайской собственностью).
Ставки высоки – признание прав Китая на акваторию Южно-Китайского моря не только позволит Пекину контролировать выход из Малаккского пролива – одного из самых важных торговых путей, через который идет торговля между Европой и Восточной Азией – но и разрабатывать ресурсы, находящиеся под водой.
Прежде всего углеводороды – китайцы уже начали геологоразведочные работы на шельфе Парасельских островов.
Китаю оппонируют аж четыре державы, тоже претендующие на часть акватории региона – Малайзия, Филиппины, Бруней и Вьетнам – а также Тайвань. Проблема в том, что даже у самого сильного из этих государств – Вьетнама – нет сил для того, чтобы конфликтовать с Поднебесной.
И они не могут, в буквальном смысле, сбросить в воду китайские гарнизоны или потопить китайские платформы. Единственное, на что остается надеяться странам АСЕАН – это международное право. Именно поэтому Филиппины подали иск против Китая в Постоянную палату третейского суда в Гааге.
И на днях судьи вынесли вердикт, согласно которому а) у Китая нет никаких исторических прав на море и б) претензии на шельф и акваторию вокруг насыпных островов являются несостоятельными.
Суд признал нарушение Пекином Конвенции ООН по морскому праву и отказал ему в праве на Особую экономическую зону в Южно-Китайском море.
А судьи кто?
Китайцы, естественно, на арбитраж не соглашались и потому решение не признали. Как, в общем-то, и самую юрисдикцию арбитража. В Пекине объясняют, что 298-я статья Конвенции исключает из-под компетенций международных судебных инстанций споры, связанные с делемитацией морских границ или историческими претензиями (если, конечно, стороны спора сами на решатся пойти в арбитраж).
Судя по всему, Китай проигнорирует решение арбитража, продолжит создавать насыпные острова и, возможно, даже введет опознавательную зону ПВО над всем Южно-Китайским морем (то есть пролетающим там самолетам будет строго рекомендоваться во избежание проблем идти под контролем китайских диспетчеров). В пользу Пекина играет два момента.
Во-первых, за решением арбитража не стоит никакой силы, которая могла бы помочь его имплементации. Те же США вряд ли смогут или даже захотят принудить Китай выполнять решение международного органа, поскольку не готовы к конфликту, да и вообще слишком заняты идущей в США предвыборной кампанией.
Во-вторых, страны региона в силу целого комплекса исторических, культурных и экономических разногласий друг с другом не могут объединить усилия для сдерживания КНР.
Однако, с другой стороны, принятое в Гааге достаточно жесткое решение серьезно осложняет китайцам жизнь. Ни для кого не секрет, что Пекин пытался договориться с теми же филиппинцами полюбовно – то есть, грубо говоря, предложить им деньги в обмен на признание за китайцами прав на акваторию.
Логика китайской стороны была абсолютно проста и действенна – у Филиппин нет возможностей тягаться с Пекином и выбить китайцев с занимаемых ими островов, поэтому Маниле лучше не конфликтовать с КНР, взять деньги за то, что никогда не будет ей принадлежать, и успокоиться.
Однако решение арбитража, безусловно, воодушевит филиппинские власти, что в лучшем случае приведет к существенному росту запрашиваемой компенсации, а в худшем – к провалу переговоров.
Проблема в том, что вариант со сделкой в обмен на территории был не только лучшим, но и единственно выгодным для Китая выходом из территориальной проблемы.
Если Пекин просто откажется от своих чрезмерно больших претензий или даже пойдет на компромисс, то китайское руководство потеряет лицо как перед собственными гражданами (которым СМИ годами внушали мысль о том, что времена унижений XIX-первой половины XX века прошли, и КНР не отдаст никому ни пяди китайской земли) и перед конкурирующими державами.
Если же Пекин продолжит гнуть силовую линию, то он поставит под вопрос саму возможность своего лидерства в регионе Восточной Азии и поспособствует объединению региона на антикитайских страхах (чего сейчас, в общем-то, и добиваются США).
Курс на сдерживание
Ситуация с арбитражем подчеркивает новый, крайне опасный тренд в ситуации вокруг КНР. Дело в том, что еще до недавнего времени рост Китая проходил отнюдь не по стандартному в истории международных отношений варианту.
Напомним, что раньше бросающая вызов лидеру держава занималась фактически разрушением выстроенной под лидера системы международных отношений со всеми ее правилами, сдержками и противовесами.
Китай же до недавнего времени рос именно в рамках текущих правил – в Пекине активно пользовались инструментами глобализации и полагались на свою экономическую мощь, считая, что они могут добиться господства за счет инвестиций, торговли, капиталовложений. Так они, в частности, подмяли под себя Африку и, отчасти, Латинскую Америку.
В ответ же американцы начали выводить Китай за скобки существующих правил: в частности, Барак Обама презрел принцип международной свободной конкуренции в тот самый момент, когда прямым текстом заявил, что США создают в Восточной Азии антикитайский торговый блок.
Кроме того, судя по всему, ряд подконтрольных США международных институтов и судов будут выносить антикитайские решения, подрывая тем самым веру Пекина в то, что он и дальше может развиваться в нынешней международно-правовой парадигме. Если так произойдет, то, безусловно, Китай сделает еще большую ставку на силовые методы, что приведет к резкой дестабилизации ситуации в регионе.
И теперь вопрос в том, как на эту ситуацию отреагирует Россия? Москва формально ближе к позиции Китая – в ходе визита в Пекин Сергей Лавров заявил, что споры в Южно-Китайском море должны решаться местными странами без участия внешних сил.
Судя по всему, теперь, после решения арбитража, китайские партнеры попросят российскую сторону занять более четкую позицию в этом вопросе.
Проблема в том, что если Москва пойдет навстречу китайским союзникам, то она обострит отношения с другими странами региона, тогда как сейчас РФ наоборот должна углублять контакты с Вьетнамом, Японией и другими государствами для полноценного «поворота на Восток». Поэтому наилучшим вариантом для Москвы будет просто постоять в сторонке.
Источник: http://expert.ru/2016/07/13/yuzhno-kitajskoe-more/
Экологические проблемы благополучия в Китае
В последние десятилетия экономика Китая развивается высокими темпами. Однако на благополучие человека влияет не только развитие экономики, среди прочих проблем особенно серьёзной, на мой взгляд, является экологическая проблема. Экологические проблемы оказывают воздействие, прежде всего, на здоровье человека.
Ключевые слова: экология, благополучие
Экологическая проблема — актуальная современная проблема, которая определяется особой остротой взаимоотношений между человеком и природой. К загрязнению окружающей среды приводят следующие виды загрязнений:
Биологическое — загрязнителем являются организмы, привнесение и размножение которых несёт нежелательный характер, как для человека, так и для экосистем в целом. Проникновение может идти естественным путём, а в некоторых случаях является следствием деятельности человека. В качестве составной части выделяют микробиологическое загрязнение [1].
Механическое — загрязнение химически и физически инертным мусором среды, которое, как правило, приводит к ухудшению её качеств и оказывает влияние на обитающих в ней организмов. В реальности механическое загрязнение идёт в совокупности с физико-химическим воздействием [2].
Физическое — загрязнитель приводит к изменению физических параметров среды, среди которых температурно-энергетический (тепловое загрязнение), волновой (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения), радиационный (радиоактивное загрязнение) и некоторые другие параметры [3].
Химическое — загрязнитель приводит к изменению естественных химических свойств среды, выражаемое в повышении их концентрации, либо к проникновению веществ, которые отсутствовали в среде раньше. Примером химического загрязнения является аэрозольное загрязнение [4].
Кроме загрязнений на состояние окружающей среды влияют следующие негативные процессы, связанные с деятельностью человека:
Вырубка леса.
Как известно, лес очень важен для животных и для людей, но для экономического роста вырубка лесов осуществляется практически повсеместно, особенно в России, Африке, Латинской Америке и других регионах.
Вырубка леса является серьёзной мировой экологической проблемой. Обезлесивание Земли приводит к изменениям в количестве выпадающих осадков, резким температурным перепадам и скорости ветров.
Истощение почвы. Все знают, что почва очень медленно восстанавливается, даже медленнее, чем лес. В Китае в настоящее время продолжает использоваться много пестицидов. Истощение почвы снижает урожайность и качество сельскохозяйственных культур.
Опустынивание земель. Опустынивание земель вызывается как деятельностью человека, так и природными факторами и процессами. Проблема опустынивания является, прежде всего, проблемой социально-экономической, а затем уже экологической.
Истребление животных. Животные — неотъемлемый элемент окружающей природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы.
Главными особенностями индустриальной экономики Китая прошлого года замминистра Министерства промышленности и информатизации КНР Мао Вэймин назвал стабильность, трансформацию, активизацию и увеличение.
Как показывают статистические данные, опубликованные Национальным бюро статистики Китая, в 2014 году добавленная стоимость крупных промышленных предприятий выросла на 8,3 % по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.
В прошлом году добавленная стоимость крупных промышленных предприятий выросла на 8,3 %, производственной отрасли — на 9,4 %, а машиностроительной — на 10,5 %. За 2014 год прирост ВВП составил почти 10 % [5].
По даннымагентства Bloomberg, среди 51 государства мира КНР вышла на 7-е место по так называемому индексу экономического благополучия. В тройку лидеров рейтинга вошли Тайланд, Швейцария и Япония соответственно.
Индекс благополучия экономики зависит от уровня безработицы и инфляции — чем ниже данные показатели, тем благополучнее считается экономика государства. Во главе рейтинга Тайланд, где зафиксирован наиболее низкий уровень безработицы и практически отсутствует инфляция. Вторую позицию заняла Швейцария с уровнем безработицы в 3,3 % и инфляцией, стремящейся к нулю. Китай в рейтинге по сравнению с прошлым годом поднялся на две позиции.
Одноко в рейтинге благополучия стран мира (Prosperity Index) за 2014 год, составленном британским аналитическим центром Legatum Institute, Китай занял только 54-е место, Россия 68-е место. Лидером рейтинга уже который год подряд становится Норвегия. На втором месте Швейцария. На третьем — Новая Зеландия, поднявшаяся за год на три строки вверх.
В десятку самых благополучных стран мира также вошли Дания, Канада, Швеция, Австралия, Финляндия, Нидерланды и США. Этот индекс включает 142 государства, охватывая 96 % населения мира и 99 % мирового ВВП.
Индекс оценивает восемь категорий: экономику, образование, здравоохранение, личную свободу, безопасность, возможности предпринимательства, управление и социальный капитал.
Таким образом, благополучие страны и человека зависит не только от развития экономики. На здоровье человека влияет, в том числе, и состояние окружающей среды, в которой люди живут. Поэтому экологические проблемы и благополучие человека неотделимы.
Быстрое экономическое развитие принесло и проблемы экологии. Статистика говорит о том, что в последнее время в Китае рождается все больше детей с дефектами и серьезными проблемами здоровья. В 2013 году в более чем тридцати городах КНР отмечалось сильное загрязнение воздуха, которое достигло шестого критического уровня.
По сообщениям американских исследователей, уровень наличия вредных веществ в воздухе превысил допустимые нормы во много раз. Например, в Пекине стоял густой смог, небо было серое, в некоторых местах города из-за тумана ничего нельзя было разглядеть на расстоянии нескольких метров.
Горожане стали надевать защитные маски, некоторые даже кислородные.
Серьезное загрязнение воздуха четвертого уровня в Пекине отмечалось осенью 1998 года. Тогда жители города жаловались на резь в глазах, першение в горле и общее ухудшение самочувствия.
А в 2013 году загрязнение достигло шестого уровня! Причина этого кроется и в географическом положении Пекина, который с трех сторон окружен горами, а сам находится в котловине, к тому же высокие здания создают серьезные проблемы для свободной циркуляции воздуха.
Большую роль в загрязнении атмосферы играет огромное количество автомобилей, которые с каждым годом увеличиваются в геометрической прогрессии.
А в каких городах Китая самая плохая экологическая ситуация?
Наиболее загрязненными крупными городами КНР являются Пекин, Чунцин и Гуанчжоу. Они являются большими городами, которые быстро развиваются. А «чистые» города зачастую находятся на побережье, например, воздух Даляня чище пекинского в пять раз. Очень хорошие условия на острове Хайнань, где большинство дней в году ясное, синее небо и чистое море.
Как и во многих странах мира, в Китае со всей полнотой обнаруживает себя потребность в становлении «зеленой» экономики.
Наблюдается активизация в сфере трансформации промышленности в рамках строительства эко-цивилизации.
Всемерное содействие снижению вредных выбросов, экономное потребление энергоносителей, разворот в сторону «зеленого» развития промышленности — это задачи китайской экономики, и уже заметны некоторые результаты.
В 2012 году было полностью завершено строительство ГЭС «Три ущелья», которое продолжалось 20 лет, и состоялся ввод в официальную эксплуатацию.
Учитывая тот факт, что для выработки1 кВт·ч электроэнергии сжигается 366 грамм угля [6], то предполагается, что ввод в строй электростанции приведёт к сокращению потребления угля на 31 млн.
тонн в год, из-за чего в атмосферу не будет выброшено 100 млн. тоннпарниковых газов, миллионы тонн пыли, 1 млн. тонн диоксида серы.
В настоящее время Китай — мировой лидер рынка солнечной и ветровой энергии. К 2020 году КНР планирует довести выработку электроэнергии из возобновляемых источников с 9 до 15 % от общего объема ее производства.
Я думаю, что каждый должен предпринять некоторые действия для защиты окружающей среды. Возможно, некоторые люди думают, что экологические проблемы слишком сложны и невыполнимы для отдельных индивидуумов. Но на самом деле, я не совсем согласна с этим мнением. Так, одним из наиболее важных вопросов является то, как снизить выбросы парниковых газов.
Как известно, углекислый газ является своего рода парниковым газом, который получают, в том числе, путем сжигания дизельного топлива. Например, водители, использующие дизельное топливо, производят углекислый газ каждый день.
Сокращая использование таких машин, можно сократить производство двуокиси углерода и других загрязнителей воздуха, учитывая, что именно автомобильный транспорт является самым главным загрязнителем и воздуха, и почвы.
Вот почему я думаю, что защита окружающей среды является обязанностью каждого. Только если мы живем в экологически безопасном обществе, мы можем вести здоровую и счастливую жизнь. Насколько мне известно, охрана окружающей среды является обязанностью каждого.
Так, правительству необходимо принять и реализовать ряд законов и соответствующих им мероприятий по охране окружающей среды, например, строить больше очистных сооружений, сократить загрязнения воздуха и кислотные дожди, снизить респираторные заболевания людей в городе, запретить использование пластиковых пакетов и т. д.
Со своей стороны, каждый отдельный производитель должен стремиться производить экологически чистые продукты. А люди могли бы использовать чаще общественный транспорт или велосипед, чтобы пойти на учебу или поехать на работу вместо того, чтобы ехать на автомобиле.
Формирование природоохранного сознания, начиная с детей, позволит в будущем избежать многих экологических проблем и, в конечном счете, развиваться «зеленой» экономике.
Литература:
- Биологическое загрязнение // Экологическая энциклопедия: В 6 т. / Глав. ред. В.И. Данилов-Данильян. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“», 2008. — Т. 1. А-Г. — С. 174.
- Механическое загрязнение // Экологическая энциклопедия: В 6 т. / Глав. ред. В.И. Данилов-Данильян. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“», 2010. — Т. 3. И-М. — С. 394.
- Экологический энциклопедический словарь / Глав. ред. А.С. Монин. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. — 930 с.
- Экологический энциклопедический словарь / Глав. ред. А.С. Монин. — М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. — 930 с.
- Китай / Обновляясь, сохранять рост. URL: http://www.kitaichina.com/se/txt/2015-03/09/content_675614.htm (дата обращения: 03.2015).
- Логистический портал / Рейтинг экономического благополучия: Китай на 7 месте. URL: http://www.chinaroslogistics.com/news/economy/rejting-ekonomicheskogo-blagopoluchija-kitaj-na-7-meste/ (дата обращения: 06.05.2015).
Источник: https://moluch.ru/archive/108/24838/
2.3 Решение некоторых экологических проблем (на примере Китая)
В предыдущих разделах были приведены масштабы современной экологической ситуации. Теперь необходимо уделить особое внимание конкретным действиям на пути преодоления экологического кризиса. Рассмотрим решение экологических проблем на примере Китая.
В Китае во время правления «Великого Мао» экологические проблемы фактически игнорировались.
Лишь в 80-х годах политика была пересмотрена и направлена в сторону экологии. Вот что удалось достичь Китаю за последние годы.
1. Программа «Экологичное сельское хозяйство» – сочетание сельскохозяйственного производства с улучшением среды обитания:
– в целях предотвращения эрозии почв практикуется строительство ровных террас на пологих склонах;
– создание «зеленых оазисов» – восстановление естественной флоры распаханных территорий;
– «Сельское хозяйство, экономящее воду» – применение системы дождевого питания для орошения полей;
– сочетание методов дренажа и орошения: заливка, а затем осушение земель;
– отказ от традиционных методов орошения (под напором воды) и введение влагосберегающих методов полива: капельное орошение, разбрызгивание. Результат – сокращение расходов воды на единицу площади примерно в 2 раза.
2. Программа охраны лесных угодий:
– компенсация уничтожения природных угодий искусственными насаждениями (создан целый «зеленый пояс» на севере страны, высажено более 1.5 млрд. деревьев);
3. Охрана водных ресурсов:
– в конце 80-х гг. ХХ в. была произведена массовая очистка озер, рек во всей стране (346 рек и 35 озер в семи провинциях);
– контроль (система выдачи разрешений) за выбросами и стоками.
В начале 90-х гг. ХХ в. Всемирный Банк выделил Китаю кредит в размере $125 млн. Почти вся сумма ($124,2) была направлена на программу улучшения экологической обстановки в Пекине и других крупных городах: сокращение загрязнения вод, строительство новых канализационных систем, предотвращение загрязнения среды промышленными объектами, поддержание санитарного состояния городов.
В последнее время Китай развивает сотрудничество в области экологической политики. В 1993г. он присоединился к пятидесяти международным конвенциям и соглашениям по защите окружающей среды. Действует также неправительственный комитет по международному сотрудничеству, в задачи которого входит привлечение средств и технологической помощи других государств.
В 1995г. капиталовложения на улучшение экологии составили почти 4 млн. юаней.
Конечно, это не означает, что все экологические проблемы в Китае решены. Наравне с преимуществами существуют и недостатки. В наши задачи не входит их анализ, отметим только, что опыт Китая заслуживает внимания и может быть использован при решении аналогичных проблем в других странах.
Источник: http://econ.bobrodobro.ru/137964
Почему китайский режим не может решить экологические проблемы
Загрязнение атмосферы является большой проблемой в Китае, поскольку она затрагивает каждого. Люди горячо обсуждают загрязнённый воздух, песчаные бури, отравление рек и грунтовых вод, а также «раковые деревни», где токсичные химические вещества оказывают вредное воздействие на жителей.
В то время, как компартия заявляет о борьбе с коррупцией, есть более глобальные вещи, которые в перспективе могут стать причиной ещё больших проблем. Например, падение морали.
Иллюстрация Джефф Ненарелла/Великая Эпоха
Китайские чиновники говорят о защите окружающей среды и обеспечивают себя чистым воздухом, пищей и водой.
В декабре 2012 года, когда новый лидер партии Си Цзиньпин «толкнул» речь «Китайская мечта», он затронул вопрос об «улучшении состояния окружающей среды».
Если каждый китаец озабочен загрязнением окружающей среды, тогда почему проблема ухудшается с каждым днём, а число раковых заболеваний в деревнях растёт? Очевидно, что чиновники говорят одно, а делают другое: они поощряют порчу окружающей среды в обмен на экономическое развитие и наказание тех, кто тратит деньги на экологию.
Почему это происходит? Начнём с самого основного: диктатура коммунистической партии нелегитимна. Чтобы продлить своё господство, власть пытается ускорить экономический рост, чтобы потом хвалиться этим.
До 2012 года партия отчаянно пыталась сохранить темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 8%. После 2012 года режим готов на всё, чтобы обеспечить рост ВВП в 7%. Если уровень будет ниже — начнёт расти безработица, что приведёт к социальной нестабильности и поставит под угрозу правление коммунистического режима.
Недавняя работа американского Национального бюро экономических исследований подтверждает вышеуказанную ситуацию. Было проверено положение дел в 283 городах Китая.
В итоге выяснилось, что чиновники, которые потратили средства из бюджета на улучшение окружающей среды, не получили никакого повышения.
Однако те, кто потратил огромные суммы на строительство дорог и другой инфраструктуры, увеличивая местный ВВП за счёт окружающей среды, очень часто поощрялись.
Другими словами, если чиновник думает о благосостоянии народа и борется с загрязнением, он не может рассчитывать на повышение по службе. Однако если должностное лицо повышает показатель ВВП, режим даёт ему повышение, не заботясь о том, насколько испортилась экология. В такой абсурдной ситуации, от скольких чиновников мы можем ожидать действий по защите окружающей среды?
Китайские власти запрещают также простым людям любые экологические движения. С 1996 года число массовых демонстраций и беспорядков в связи с экологическими проблемами увеличивалось примерно на 30% каждый год.
Прибрежные города Сямэнь, Нинбо, Далянь страдают от загрязнения п-Ксилолом, а город Шифан на юго-западе Китая — от молибдена и меди. Местные чиновники получают бонусы от компаний, реализующих «грязные» проекты, а люди мучаются от последствий.
Граждане не имеют канала, через который они могут обжаловать решения администраций. Поэтому они прибегают к демонстрациям и беспорядкам. Режим, в ответ, обеспечивает «стабильность» общества, направляя вооружённую полицию для подавления протестов. Это стало для компартии обычным решением экологических проблем.
Диктатура компартии Китая и враждебность режима к народу также нанесли удар по экологии. Гражданские движения в защиту окружающей среды на Западе начинались в 60-х и 70-х годах, и демократия обеспечила им успех. Американцы построили прочный экологический фундамент посредством выступлений и демонстраций.
Во время индустриализации Японии, крупные инциденты локальных загрязнений отразились на местных жителях. В 60-х годах появилось много гражданских групп, пропагандирующих охрану окружающей среды. Они призывали народ бойкотировать продукцию компаний, которые портят экологию.
К середине 70-х годов защитники окружающей среды успешно изменили ситуацию в Японии, и многие политики оказали им поддержку. Желая улучшить свой имидж, компании начали общаться с представителями экологических групп и стали заботиться об окружающей среде. В конечном итоге были созданы положительные механизмы для решения экологических проблем.
Плохая экология в Китае отражает коррупцию коммунистического аппарата, и загрязнение будет существовать до тех пор, пока существует компартия. Почва загрязнена тяжёлыми металлами. Отходы химического производства сливаются в реки, озёра и подземные воды, превращая их в разноцветную отраву.
Воздух наполнен крошечными частицами, которые вызывают рак лёгких, а еда насыщена токсинами.
Китайцы перешагивают критический рубеж качества своей жизни. Если они по-прежнему будут оставаться равнодушными, позволяя режиму себя обманывать, то начнут уничтожать сами себя.
Версия на английском
Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/72797/4/
Позиция России: Проблемы Южно-Китайского моря касаются только стран региона
4 октября 2016
15:03
Проблемы в Южно-Китайском море существуют, но их должны решать только те страны, которых они непосредственно касаются. Об этом сегодня, 4 октября, заявил посол РФ в КНР Андрей Денисов.
«Наша позиция достаточно проста и хороша своей простотой, ясностью и последовательностью.
У нас нет необходимости ее как-то менять пересматривать, уточнять, ведь мы исходим из того, что проблемы в Южно-Китайском море действительно существуют, они имеют исторический характер, и, как говорится, от них никуда не денешься.
Но эти проблемы должны обсуждать и решать те страны, которых они непосредственно касаются, потому что вмешательство третьих сил, вмешательство разного рода советчиков, разного рода любителей подтолкнуть под локоть практически всегда является неконструктивным уже потому, что служит большой либо маленькой, но гирькой на весах, склоняющих ситуацию в ту или иную сторону, а этого, в принципе, быть не должно. Страны сами должны регулировать такого рода вопросы», — сказал посол.
«Эти вопросы, безусловно, должны решаться только политико-дипломатическими средствами: за столом переговоров, в рамках диалога, политических, исторических, юридических аргументов, предлагаемых всеми сторонами. В конечном счете определяющим фактором является степень и уровень отношений между странами.
От этого зависит то, какое место занимают эти вопросы в общей структуре их взаимоотношений и готовы ли они жертвовать своими интересами в других областях, прежде всего, в областях практического сотрудничества ради того, чтобы продолжать настаивать на своей правоте, с которой не согласны оппоненты.
Я бы не стал усматривать какие-либо изменения в позиции Российской Федерации, мы наш подход не меняли, и нет никаких оснований его менять», — подчеркнул Денисов.
▼ читать продолжение новости ▼
Отвечая на вопрос о недавних российско-китайских военно-морских учениях в ЮКМ, посол сказал: «Между Россией и Китаем существует сотрудничество в военной области.
Мы это не только не скрываем, а, наоборот, стремимся всячески перенести в публичную сферу для того, чтобы лишить оснований кого-либо подозревать нас в каких-то шагах, направленных против каких-либо третьих стран.
Здесь этого нет, мы в большей степени, чем кто-либо другой, заинтересованы в их открытом характере. Проводятся учения в различных акваториях, если речь идет о военно-морском сотрудничестве.
Оно ведь охватывает самые разные вопросы и, прежде всего, наверное, борьба с пиратством, борьба с терроризмом на морских просторах, освобождение заложников. Вот что является сейчас главной темой такого рода тренировок», — сказал Денисов.
«Что касается недавних тренировок в Южно-Китайском море, — продолжил посол, — то они прошли в максимальном, насколько это возможно, географическом отдалении от тех мест, где имеют место какие-то споры.
Все это было в районах, прилежащих к китайскому побережью, и отрабатывались там вопросы, не связанные с какими-то океанскими операциями, а с высадкой с моря на сушу, с борьбой с пиратством, с возможными террористическими проявлениями и т. д.
Так что здесь проводить какие-то параллели, наверное, нет оснований».
▼ читать продолжение новости ▼
«А что касается известной истории с гаагским арбитражем, то есть такая китайская пословица; „Одной рукой в ладоши не хлопнешь“.
Этот арбитражный орган не выносит вердикт о территориальной принадлежности, он, скорее, рассматривает аргументы и дает оценку этих аргументов, но его решения в любом случае могут быть обязательны для сторон, только если они обе согласны передать свой диспут на рассмотрение подобного международного арбитражного органа. Китай, как известно, своего согласия не выражал, поэтому решения, каковы бы они ни были, не имеют юридической силы для одного из главных участников этого диспута», — уточнил посол.
«Мы сейчас наблюдаем, что и другие участники этого диспута демонстрируют достаточно позитивный подход, не выпячивая эти разногласия, не ставя их во главу угла, а подавая сигнал о том, что главное для них — это обстановка мира, стабильности, сотрудничества в регионе, которое, в свою очередь, и создает климат для того, чтобы можно было обсуждать вот эти вот острые коллизии, доставшиеся в наследство от непростой истории этого региона. Никто ни с кем не собирается, как говорится, драться. Это уже хорошо само по себе», — считает Денисов.
«Есть и конкретные шаги, существуют определенные международные договоренности, скажем, кодекс поведения в Южно-Китайском море, существуют договоренности о том, как реализовывать разного рода кодифицированные нормы и правила.
Насколько я знаю, Китай взял на себя обязательства вместе с другими государствами-участниками принять такой кодекс в течение 2017 года. Такая работа ведется.
Будем надеяться, что страны, вовлеченные в диспут, найдут пути если не решения, то, по крайней мере, добьются того, чтобы поместить этот вопрос в шкале приоритетов на то место, на котором он не будет отравлять общую атмосферу и мешать взаимовыгодному сотрудничеству в регионе», — резюмировал Андрей Денисов.
Источник: https://eadaily.com/ru/news/2016/10/04/poziciya-rossii-problemy-yuzhno-kitayskogo-morya-kasayutsya-tolko-stran-regiona
Южно-Китайское море – потенциальная горячая точка?
8 сентября в Москве Международная ассоциация фондов мира организовала круглый стол на тему «Южно-Китайское море – правовые пути к миру и стабильности».
В работе круглого стола приняли участие представители Международного Института Мира в Вене, Посольство Вьетнама, вьетнамские СМИ, а также российские эксперты ведущих научных и аналитических институтов и центров.
От РИСИ участие в круглом столе приняла научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока М.С. Зеленкова.
Южно-Китайское море (ЮКМ) стало предметом активной международной дискуссии после решения Международного арбитражного суда в Гааге, который в июле 2016 г.
принял постановление в пользу Филиппин по иску против КНР о нарушении суверенитета.
Предметом обращения в суд стало строительство Китаем искусственных островов в ЮКМ, вылов рыбы в зоне экономических интересов Филиппин и предъявление территориальных претензий на основании карт, составленных в Китае в 40-е гг. XX в.
Китай не признал решения Гаагского суда. Позицию Пекина поддержали более 60 стран, в том числе Россия. Главной причиной этому стало то, что решение было принято без представления позиции Китая, что ставит под вопрос справедливость вынесенного решения.
Комментируя позицию России по непринятию решения Гаагского арбитража, Президент России В.В.
Путин отметил: «Любые третейские разбирательства должны быть инициированы спорящими сторонами, а арбитражный суд должен выслушивать аргументы и позиции спорящих сторон».
Проведение круглого стола по вопросу Южно-Китайского моря отражает интерес к территориальному спору со стороны российского экспертного сообщества. Необходимость обсуждения данного вопроса продиктована в первую очередь ростом напряженности в районе ЮКМ, а также вовлечением в спор посторонних государств, что крайне нежелательно в сложившейся ситуации.
В ходе круглого стола были представлены доклады и мнения относительно способов мирного урегулирования территориального конфликта, были рассмотрены правовые основания территориальных претензий разных стран и дана оценка перспектив урегулирования спора мирным путем.
Эксперты подчеркнули необходимость мирного урегулирования конфликта. В частности, М.С.
Зеленкова в своем докладе «Российско-вьетнамские отношения и влияние на них нерешенных территориальных споров в ЮКМ» отметила, что «справедливое и приемлемое для всех решение может быть найдено только самими участниками спора, если они будут искать выход в политическом диалоге, остерегаясь вмешательства посторонних сил и любого рода провокационных действий».
Действительно, вмешательство в этот конфликт внешних стран, в первую очередь США, влечет за собой формирование коалиций, эскалацию напряженности, «увязание» в этом конфликте всех участвующих в его решении сторон, а также препятствует его мирному урегулированию и угрожает стабильности и безопасности в регионе.
Источник: https://riss.ru/events/33720/
Решению экологических проблем в Китае препятствуют факторы тоталитарного режима
Экологическая ситуация в Китае продолжает ухудшаться. Беспокойство вызывает то, что многочисленные факторы, характерные для тоталитарных режимов, в значительной степени мешают решать данную проблему. Экологов сажают в тюрьмы, а СМИ молчат.
Журналист британской газеты The Guardian Джонатан Уотс после семилетнего пребывания в Китае написал книгу под названием «Когда миллиард китайцев подпрыгнет» (When A Billion Chines Jump).
11 ноября он рассказал преподавателям и студентам научно-исследовательского института Восточной Азии при Колумбийском университете об экологической ситуации в КНР.
Если миллиард китайцев вместе подпрыгнут, то может сместиться земная ось, то есть влияние такого большого числа людей на окружающую среду довольно значительное. Они могут уничтожить Землю, но могут и спасти мир. Так Уотс объяснил название своей книги.
За семь лет он проехал вдоль и поперёк весь Китай, наблюдая за тем, как экономическое развитие влияет на экологию страны.
На сайте Amazon.com его книгу, которая написана в форме путевых заметок, продают как справочник для туристов, но на самом деле, говорит Уотс, «там описаны места, куда бы вам никогда не захотелось поехать».
По мнению корреспондента, экология в Китае испорчена уже до такой степени, что это тормозит развитие страны.
Например, жители границы Внутренней Монголии и провинции Хэбэй хотели изменить свой образ жизни, перестать заниматься кочевым скотоводством и открыть туристический бизнес, чтобы заработать хоть немного денег. Но буквально через два года высохло несколько озёр в их районе и теперь условия их жизни стали очень тяжёлыми.
По данным экологов, в Китае проживает более 100 млн. экологических беженцев.
Китайские власти сообщили, что природные ресурсы в 52 городах и районах страны уже почти иссякли. В настоящее время Россия является самым крупным поставщиком леса в КНР, который вывозится из Сибири, уничтожая местные леса.
Согласно официальной статистике Пекина, 50% воды в стране уже не пригодны для питья. В сельском хозяйстве чрезмерно используют химические удобрения, из-за чего сильно ухудшилось качество почвы. Химикаты попадают в реки и озёра, которые потом зарастают водорослями.
Нехватка водных ресурсов значительно сокращает способность водоёмов к естественному очищению, что приводит к отложению токсинов.
По данным Мирового банка, каждый год в Китае от болезней, вызванных загрязнением среды, умирает 4,6 млн. человек.
Согласно недавно опубликованного отчёта Всемирного фонда дикой природы, в период с 2003 по 2007 год негативное влияние КНР на экологию увеличилось на 50%.
По мнению авторов отчёта, крупным источником загрязнения является сжигание угля, с помощью которого в настоящее время производится около 70% электроэнергии в стране.
Количество выбросов углерода при сжигании угля в Китае за последние 50 лет увеличилось более чем в 20 раз.
Джонатан Уотс общался с женщиной больной раком, у которой выпали все волосы. Её заболевание, как и у многих жителей их района, связано с выбросами местного завода. Это также подтвердил и врач, который её осматривал. При этом местный чиновник сказал, что завод выбрасывает свои отходы ночью. «Как же нам уследить за ними?», – возмутился он.
По мнению Уотса, решение проблемы экологии в Китае значительно усложняется тем, что большинство заводов тесно связаны с чиновниками и находятся под их защитой.
Многие китайцы говорят: «У нас нет чистых чиновников, откуда же возьмётся чистая вода?»
Когда Уотс только приехал в Китай, он увидел, что там появилось множество экологов-активистов, многие из которых были корреспондентами. Тогда он ощущал оптимизм. Однако, в настоящее время, по его словам, те, кто осмеливается рассказывать об экологических проблемах, сидят в тюрьмах. Акции протеста крестьян против загрязнения воздуха и воды жестоко подавляются полицией.
«Такое ощущение, что в Китае соединилось всё самое плохое от коммунизма и капитализма. Коммунистическая блокада СМИ, отсутствие независимой судебной системы и коррупция плюс капиталистическое безудержное стремление к получению прибыли, всё это является серьёзным фактором экологических проблем», – говорит Уотс.
Ещё со времён Мао в Китае активно насаждалась идеология «человек непременно победит Небо». Это сильно укоренилось в сознании китайцев и приводит к пренебрежительному отношению к природе и её ресурсам, считает корреспондент.
Источник: https://www.epochtimes.com.ua/ru/china/ecology/reshenyju-kologycheskyh-problem-v-kytae-prepjatstvujut-faktor-totalytarnogo-rezhyma-95197.html
Ситуация в Южно-Китайском море и внешняя политика Китая: как реагировать Японии?
Мировые специалисты по китайской политике практически единодушны во мнении, что с момента прихода на должность председателя КНР Си Цзиньпина в ноябре 2012 г.
политика Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях стала значительно более жёсткой.
Эксперты по китайской дипломатии тоже часто говорят, что Си Цзиньпин, в отличие от предыдущего председателя Ху Цзиньтао, вероятно, не пойдёт на уступки по морским и территориальным вопросам.
Действительно, судя по Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море 2002 г. или японско-китайскому Меморандуму об освоении Восточно-Китайского моря, при Цзян Цзэмине (председатель КНР в 1989-2002 гг.) и Ху Цзиньтао (председатель в 2002-2012 гг.
) по вопросам территориальной принадлежности и морских интересов с Китаем можно было вести переговоры.
Однако при Си Цзиньпине начались насыпные работы по созданию искусственных островов на рифах и подводных скалах в Южно-Китайском море, строительство на них взлётно-посадочных полос, военных сооружений, и эта деятельность не прекращается, несмотря на протесты окружающих стран и США.
В самом Китае это представляют так, что Китай, когда он ещё был слаб, только декларировал претензии на обладание островами в Южно-Китайском море, но теперь, обретя силу, он может воплощать свои притязания в жизнь. И в Китае всё шире распространяется мнение, что Китай стал великой и сильной страной, в том числе и в военном смысле, и именно поэтому он может делать то, что раньше делать не мог.
Правительство Си Цзиньпина считает, что США не прибегнут к решительным действиям
Таково восприятие ситуации в Китае, подпитывающее внешнюю политику Си Цзиньпина.
Вообще говоря, во второй половине правления Ху Цзиньтао политика Китая действительно становилась всё более жёсткой, а после банкротства Lehman Brothers Holdings в 2008 году, испытывая уверенность в ослаблении США, Китай ещё более ужесточил политическую линию, но при Си Цзиньпине эта тенденция не только продолжилась, но и усилилась.
На фоне этих изменений китайское руководство стало исходить не только из общественного мнения в Китае, но начало воспринимать Китай как вторую в мире по значимости державу, обладающую неоспоримым преимуществом по меньшей мере в Восточной Азии, и стало выдвигать свои региональные инициативы и предлагать международные общественные блага как страна-лидер Восточной Азии и Восточной Евразии.
Конечно же, сам факт того, что Китай обрёл региональное превосходство, не приводит непосредственно к ужесточению политики в отношении территорий и морских интересов, но правительство Си Цзиньпина, вероятно, пришло к выводу, что Китай стал способен насыпать острова и создавать военные базы, а окружающие страны не могут этому ничего противопоставить, и даже США не могут принудить Китай прекратить эти действия. В основе такого рассуждения лежат, наверное, увеличение военной мощи, политика США по отношению к Китаю, состояние вооружённых сил стран АСЕАН и их экономические связи с Китаем.
Борьба США за свободную навигацию
Такая позиция Китая, само собой, привлекает внимание США. Проводя политику восстановления баланса сил, внося свой вклад в развитие экономики Восточной Азии, США придавали Китаю большое значение.
Укрепляя сотрудничество в сфере безопасности с Японией и другими союзниками, Америка не намерена усиливать напряжённость в своих отношениях с Китаем.
Позиция правительства Обамы за время первого и второго сроков изменилась, оно стало относиться к Китаю со всё большей опаской, но продолжает стараться налаживать с ним диалог.
Всё же даже тяжёлые на подъём Соединённые Штаты направили в Южно-Китайское море эсминец класса Aegis. Это была мера по обеспечению свободной навигации.
Однако США не вмешиваются в территориальную проблему, они всего лишь предупреждают Китай о проблеме возникновения прав на акваторию в результате создания островов на рифах, Конвенции ООН по морскому праву, удостоверяются в понимании Китаем принципа свободной навигации. Или, может быть, судно США просто совершает рейс через территориальные воды Китая без предварительного уведомления, наперекор Китаю, требующему такого уведомления, несмотря на право безопасного прохода через территориальные воды.
Несомненно, представления Китая о морских правилах вовсе не обязательно совпадают с представлениями, принятыми в Европе, Америке или Японии. Но это вовсе не значит, что такая интерпретация правил присуща только Китаю. Есть немало стран, так же понимающих правила, как и Китай.
Какой же видится из Китая американская позиция по отношению к нему? Отправив в Южно-Китайское море эсминец, США не остановят строительство аэродромов и военных сооружений. Надо полагать, США и не рассчитывали на такой эффект.
Одновременно с отправкой эсминца в Южно-Китайское море США проводят американско-китайские военно-морские учения в водах возле Шанхая и приглашают Китай участвовать в учениях RIMPAC (военно-морские учения стран Азиатско-Тихоокеанского региона). С точки зрения Китая американские действия в Южно-Китайском море совершенно не должны выглядеть чрезмерно жёсткими.
Всё это выглядит так, как будто правительство Обамы несколько усилило политику сдерживания Китая, но с китайской точки зрения это не настолько ощутимо, чтобы изменить свою политическую позицию.
Страны АСЕАН: экономические отношения и проблема безопасности
Даже в случае обострения ситуации в Южно-Китайском море страны АСЕАН в принципе не могут прибегнуть к решительным мерам. В Восточной Азии не сложилась структура, подобная НАТО.
Однако политический курс Китая усилил сплочённость заинтересованных стран, которые обсуждают ситуацию, в которой они оказались, обмениваются информацией.
Вначале многие из этих стран имели тесные экономические связи с Китаем и оказались перед проблемой совмещения таких связей и сохранения суверенитета и обеспечения своей безопасности. Кроме того, все они должны решить задачу увеличения боеспособности своей береговой охраны.
В этих условиях для Филиппин определённой сдерживающей мерой может стать обращение в международный арбитражный суд. Призывы этих стран к международной общественности также могут оказать определённое влияние. Однако заставить Китай полностью прекратить такие действия они, очевидно, не могут.
Вовлечённость Японии в проблему Южно-Китайского моря
Для Японии проблема Южно-Китайского моря не является «чужой проблемой».
Исторически говоря, во время войны Япония владела почти всеми островами Южно-Китайского моря, а по Сан-Францисскому мирному договору, а также мирному договору с Тайванем (Китайской республикой), Япония признала отказ от притязаний на обладание архипелагом Спратли (яп. Нанса сёто). Можно рассматривать спор за обладание островами как соперничество за острова, оставленные Японией.
Кроме того, Япония в определённой степени вовлечена в проблему, учитывая то, что у нынешней Японии через Южно-Китайское море проходят важные пути морских коммуникаций, а также то, что территориальные проблемы Южно-Китайского моря связаны с территориальными вопросами Восточно-Китайского моря.
Вьетнам и другие вовлечённые в спор страны знают о том, что американское участие ограничивается разграничением сторон, и ждут от Японии более активных действий. Однако, к сожалению, все видят, что для Японии почти невозможно отправить Морские силы самообороны в Южно-Китайское море.
Можно было бы представить участие Береговой охраны Японии в решении проблемы, но Береговая охрана уже подошла к пределу своих возможностей в сохранении паритета с Китаем в Восточно-Китайском море.
На данный момент актуальной задачей является снабжение флота кораблями, обучение персонала и другие меры, которые помогли бы повысить его возможности.
Пять возможных политических мер
Что же можно противопоставить жёсткой политике Китая, которую он не собирается менять? Само собой, можно протестовать против создания островов и строительства военных баз, но, как мы указывали выше, в нынешней ситуации не стоит надеяться на какие-то результаты. Сейчас, или же в ближайшем будущем, возможны следующие меры.
Во-первых, нужно выступать против создания новых островов на рифах и скалах и строительства аэродромов. Для этого, безусловно, требуется участие США, но важна здесь и роль Японии.
Во-вторых, следует расширять возможности контроля за ситуацией в проблемном регионе – заключать договора о предотвращении инцидентов на море, устраивать «горячие линии» для экстренных случаев. Это можно делать не только в Восточно-Китайском, но и в Южно-Китайском море.
В-третьих, вовлечённым странам следует укреплять береговую охрану и военно-морские силы, стремясь к тому, чтобы они были способны противостоять Китаю. Здесь роль Японии особенно важна.
В-четвёртых, следует прилагать усилия и активнее вести диалог о сужении возможностей интерпретации международного права, в том числе и с Китаем. При этом важно привлекать третьи страны, Европу, Америку.
В-пятых, следует разворачивать публичную дипломатию в отношении третьих стран, не вовлечённых в проблему, чтобы высказать свою точку зрения в противовес китайской. Если при этом поднимать только вопросы суверенитета и территориальные проблемы, эффект будет незначительным.
В этом случае следует обратить внимание на экологические проблемы. Создание Китаем островов в Южно-Китайском море явно разрушает окружающую среду.
Неправительственные организации и масс-медиа на Западе проявляют гораздо больший интерес к разрушению прекрасных коралловых рифов, чем к территориальным проблемам в далёких странах.
Об этом же автору данной статьи говорили и западные исследователи, которым в японском правительстве объяснили «правильную» точку зрения на территориальные проблемы. Она может нам самим казаться правильной, но подавать информацию, вероятно, нужно так, чтобы заинтересовать и привлечь собеседника к проблеме.
(Статья на японском языке написана 21 декабря 2015 г.)
Источник: https://www.nippon.com/ru/column/f00036/